Найти в Дзене
Тайные знания Лилит

"К нему приходили светлые и тёмные фигуры и манили за собой". Он пытался от них избавиться молитвами. Не помогало

«Демон»! Художник рисовал его бесконечно, сделав множество набросков.
«Демон»! Художник рисовал его бесконечно, сделав множество набросков.

Продолжение истории художника Михаила Врубеля. Начало здесь⤵️

Как элегантно убрать соперника

Прахову не нравилась влюбленность Врубеля в его жену. И через год профессор выбил для Врубеля стипендию и отправил его от греха подальше в Венецию -- вдохновляться мозаикой в соборе Святого Марка. Эмилия подарила художнику несколько своих фотографий, чтобы было с кого Богоматерь писать. В нагрузку Врубелю дали мрачного и надменного от жуткой робости студента-художника Гайдука и велели опекать «местное молодое дарование». А то негоже за «украинский счет» петербургскому художнику одному по заграницам мотаться!

Гайдук был ворчлив и всем недоволен. И во время пересадки в Вене Врубель от него сбежал. Но, к сожалению, «дарование», не знавшее ни одного иностранного языка, умудрилось самостоятельно добраться до Венеции.

Темные ангелы

Дряхлый ноябрьский город утопал в лиловых туманах и дождях. В холодной комнате, выходившей окнами на черные воды канала неподалеку от площади Сан-Марко, Михаилу впервые начали сниться странные сны. К нему приходили светлые и темные фигуры и манили за собой. Он пытался от них избавиться молитвами. Не помогало.

Он спал не раздеваясь, в пальто и даже в фуражке, готовый в любой момент сбежать от ночных гостей. Поглядывая на фотографии Эмилии, написал изумительной образ Богоматери с младенцем.

Богородица с Младенцем. Алтарный образ в Кирилловской церкви в Киеве.
Богородица с Младенцем. Алтарный образ в Кирилловской церкви в Киеве.

А потом обнаружил в ее скорбных чертах сходство не только с Эмилией, но и со своими ночными визитерами. Каждый день он отправлял Эмилии письма -- хотел удержаться в нашей реальности. Она не отвечала. Хотя бережно вырезала из каждого все его наброски гондол, цветов и мостов и наклеивала на картон.

В одну ночь ему привиделось, как его бестелесную душу поднимает в синее ночное небо некто крылатый и темноликий. И он принялся машинально рисовать на листках бумаги крылатое создание, а на все вопросы твердо отвечал, что это -- ангел из стихотворения Лермонтова, который «по небу полуночи тихо летел».

Водка, тройки и цыгане

После Венеции Врубель завершил роспись храма. И признался Эмилии в любви. Он был готов на все: дождаться развода и потом просить ее руки или стать ее тайным или явным любовником. Он надеялся, что близость с нею воздвигнет надежную стену между ним и вестниками из иных миров. Но Эмилия его любовь отвергла. Врубель никак не мог понять, отчего женщина, у которой с ним столько общего, отказывает ему. А все объяснялось просто: ее привлекал его гений, но жить ей хотелось благополучно. Она стремилась к надежности и решила, что стабильности от жизни с художником не дождешься.

Тогда Врубель ушел в очередной многонедельный загул -- испытанное русское средство для лечения тоски. Окружил себя циркачками, цыганами, танцовщицами. А потом поднялся в номера (так назывались комнаты над рестораном, где посетители гуляли с пpocтитyтками), изрезал себе плечи и руки ножом, чтобы заглушить душевную боль физической, и потерял сознание. Только наутро его друзья, сломав замок, ворвались в номер.

Спустя годы многие осуждали Эмилию: мол, это она подтолкнула Врубеля чуть ли не в объятия Демона. Ну чего бы ей не отдаться гению -- ведь с гусарским полковником она не была столь скромна. И душа Врубеля не расстроилась бы... Ну что ж, говорят, любовь сильна. Но сильнее ли она внутренних демонов?

Первая попытка

Тот золотистый свет в душе, с которым он ехал в Киев расписывать храм, навсегда растворился в лиловых сумерках. Врубель тосковал, метался, брал заказы и учеников, бросал -- все было мелко, глупо, незначительно.

Вернувшись в Киев, он написал портрет одного из темноликих ночных гостей. И назвал его «Демоном». Портрет получился до того страшный, что отец Врубеля, случайно увидевший полотно, мучился кошмарами всю ночь. Он умолял Михаила уничтожить картину. Врубель и сам ее испугался, поэтому последовал совету -- изрезал ее и сжег.

«Не вышло? Это к лучшему!»

Чтобы вернуться к состоянию возвышенной радости, Врубель взялся за эскизы к росписи Владимирского собора. Но ничего не почувствовал, кроме раздражения.

«Рисую и пишу изо всех сил Христа, а между тем вся религиозная обрядность, включая и Христово воскресение, мне даже досадны, до того чужды», -- признавался он сестре в декабре 1887 года.

В итоге Иисус Христос на эскизе Врубеля смахивал на прихворнувшего приказчика из кондитерской лавки: на умильно-слащавом лице застыла гримаса фальшивого страдания. А врубелевские ангелы с громадными глазами внушали конкурсной комиссии страх.

Адриан Прахов был категорически против его кандидатуры, как он потом писал сам -- «по личным мотивам». А Врубель даже обрадовался, что его «зарубили» -- сам бы он не решился отказаться от работы, а браться за нее не хотел. «Божественный» этап его жизни закончился.

Окончание здесь⤵️

Подпишись на наш канал и читай:

Галина Панц-Зайцева (с) "Лилит"

Наш консультант -- Вита Банга, искусствовед.