Пытаюсь вспомнить трудности своего подросткового периода, но ничего не получается: гладко, легко и увлечённо для меня прошёл этот период.
Видимо, родители знали, как себя вести в такой период.
Помню, что были поиски своей индивидуальности: неудачные «опыты» с одеждой, «неприятие» своей внешности. Но это все было на поверхностном уровне, потому что всегда была занята другими по-настоящему интересными делами.
Суть трудностей подросткового периода состоит во взаимном непонимании и недоверии: взрослые не понимают духовного мира подростка, а подростки, не понимая взрослых, относятся к ним с настороженностью, думая, что каждый шаг взрослого направлен на ограничение их самостоятельности.
Помню, как мама меня легко отправляла гулять в непонятном прикиде, который я сама себе придумала. Она не ругалась по каждому поводу, относилась спокойно к моим «поискам», возможно, поэтому у меня всегда были тёплые и близкие отношения с родителями.
Подростков нужно учить понимать единство их самостоятельности и долга перед другими людьми.
Есть разумные границы подростковой независимости, а свобода немыслима без долга и отвественности.
Есть границы: ты можешь поступать самостоятельно, но ты зависишь от родителей, они за тебя волнуются, ты должен ценить это, потому что они - не чужие люди. Им не всё равно.
А эти слова Сухомлинского очень важны:
- С большим тактом и уважением нужно относиться к личности человека, в котором рождается мужчина или женщина.
- Взаимоотношения с подростками должны быть проникнуты духом равенства и в то же время духом уважения к жизненной мудрости старших;
- нужно дорожить стремлением подростка к самостоятельности, не обижать недоверием и подозрительностью и в то же время знать все о своих детях, знать без слежки и навязчивого контроля.
- Учить зрелости суждений и поведения, утверждать важную моральную черту зрелости - чувство ответственности за своё поведение.
В подростке должна быть духовная близость с умудрённым жизненным опытом человеком старшего поколения (для утверждения чувства собственного достоинства).
Я всегда считали родителей своими друзьями, своими сторонниками, союзниками, помощниками в моих увлечениях.
И всегда чувствовала их заботу, тревогу за меня, видела в их глазах боль и любовь за своих детей. И если они ругались на меня, то я видела, что они страдают за меня.