Найти тему

Страсти по Петерсон. Ария 1. Пролог.

Нас иногда спрашивают, ведем ли мы занятия по Петерсон, поэтому мы с коллегами решили ознакомиться с этой программой поближе. 

Наталья Сергеевна рассказывает о методике преподавания по Петерсон
Наталья Сергеевна рассказывает о методике преподавания по Петерсон

Назойливая реклама.

Ещё в своем детстве мне довелось слышать про какую-то магическую программу обучения, которая создаёт гениев. Вживую мне тогда не получилось ни ее попробовать, ни увидеть кого-то, кто имел возможность по ней заниматься. Потом эти вопросы обходили меня стороной много лет, пока я не стал отцом и чуть позднее сам стал, внезапно, преподавателем. И снова я вижу форумы и группы, в которых идёт война любителей классики в виде советских учебников Поповой и Пчелко, и сторонников Петерсон.

Упс.
Упс.

Историческая справка:

Петерсон Людмила Георгиевна - доктор педагогических наук, ещё с 1975 года совместно с Виленкиным и Дорофеевым участвовала в разработке теоретических основ непрерывного математического образования в системе развивающего обучения.

В начале 90х была представлена программа дошкольного и младшего школьного образования, за которую Людмила Георгиевна даже получила президентскую премию. 

В 2014 учебники Петерсон не прошли аттестацию, что вызвало немало слухов и бурлений в разных форумах.

Два взгляда на образование.

Здесь мы углубимся в историю преподавания математики. До середины девятнадцатого века основной способ обучения представлял собой бездумную зубрежку, зачастую выполнение арифметических действий производилось детьми без всякого осмысления. Затем кто-то из педагогов заметил, что если объяснять материал детям так, чтобы они понимали смысл всех операций, то ученики гораздо лучше и быстрее запоминают материал, легче используют счёт в быту и меньше забывают. 

Наряду с этим в педагогической среде бытовала точка зрения, что учиться должны только те, у кого был к этому "врождённый талант", который и надо развивать. О том, что обладатели этого "врождённого таланта" получали с раннего детства весьма неплохое образование, которое могли позволить их родители, говорить было не принято. Образованность и так была прерогативой знати, теперь же этим она обосновывала свою исключительность перед простолюдинами.

Классические образы люмпен-пролетария и аристократа-профессора.
Классические образы люмпен-пролетария и аристократа-профессора.

Советская реформа образования.

Уже в первые годы после революции началось реформирование государственной системы образования. Есть мнение, что черновики этой реформы писались ещё до революции и коммунисты все только испортили. Когда-нибудь я доберусь и до мифа об игнатьевской рефоме.

Тем не менее, именно при советах образование не просто стало всеобщим, оно качественно изменилось, оставив только лучшее из того, что было в гимназиях. Любой крестьянин, погонщик скота из средней Азии или якут с крайнего севера мог получать хорошее образование и в перспективе стать отличным инженером, математиком или другим учёным. 

Аргунов Иван Александрович, выходец из крестьянской семьи, ставший учёным. И таких были тысячи!
Аргунов Иван Александрович, выходец из крестьянской семьи, ставший учёным. И таких были тысячи!

Тем не менее, старая идея о превосходстве одних над другими не исчезла. Если раньше образование как признак ума было уделом аристократии, то теперь непосредственно интеллект становился признаком новой аристократии, а образование должно было отделять зерна от плевел. Результат колмогоровской реформы - школьную программу способны стали осваивать лишь самые талантливые.

В середине 70х Дорофеев, Виленкин и Петерсон начинают разработку программы непрерывного обучения математике. 

В нее входили учебники для дошкольного и младшего школьного образования, по сути своей это была плоть от плоти колмогоровской реформы.

Уже в 90е учебники Петерсон получили одобрение к использованию в школах.

Но вот незадача.

Если изначально за математическую часть отвечал Наум Яковлевич Виленкин, а за саму методику Людмила Георгиевна, то в дальнейшем она перетянула одеяло на себя, выкинув по сути всю математику из учебника математики! Вероятно, это основная причина, по которой в 2014 новая версия учебника не прошла аттестацию.

Злые языки утверждают, что виной тому излишний патриотизм специалиста-филолога Любови Ульяхиной.

Про то, что это лишь одна претензия из 31 вопроса, почему-то кроме самой Ульяхиной не рассказывает.
Про то, что это лишь одна претензия из 31 вопроса, почему-то кроме самой Ульяхиной не рассказывает.

Например, что учебник этот практически не содержит теории. Чтобы описать, насколько он плох, потребуется еще статьи две.