Лет сорок тому назад в С.-Петербурге, на Васильевском острову, в Первой линии, жил-был содержатель мужского пансиона, который еще и до сих пор, вероятно, у многих остался в свежей памяти, хотя дом, где пансион тот помещался, давно уже уступил место другому, нисколько не похожему на прежний.
В 1829 году вышла в свет сказочная повесть писателя Антония Погорельского (Алексея Перовского) о 9-летнем воспитаннике петербургского пансиона Алеше, курице Чернушке и таинственном подземном королевстве под зданием пансиона. Известно, что Антоний Погорельский сочинил сказку для своего племянника Алексея Толстого.
Дом, которого теперь — как уже вам сказывал — вы не найдете, был о двух этажах, крытый голландскими черепицами.
На углу 1-й линии Васильевского острова и Магдалинского переулка в конце XVIII века стоял каменный двухэтажный дом, где находился пансион немца по фамилии Мейер. Волшебную повесть называют автобиографичной, поскольку писатель сам учился в этом пансионе. В год издания сказки пансиона уже не существовало. Здание перестраивалось несколько раз. Сегодня оно известно как Доходный дом купца Галова (1-я линия В.О., 56).
Они спустились вниз по лестнице, как будто в погреб, и долго-долго шли по разным переходам и коридорам, которых прежде Алеша никогда не видывал. Иногда коридоры эти так были низки и узки, что Алеша принужден был нагибаться.
Приключения с мальчиком Алешей произошли в конце 1780-х, во времена правления Екатерины II. Еще в повести упоминаются долгожительницы старушки-голландки (им было более ста лет), которые собственными глазами видели самого Петра I и разговаривали с ним. Через покои старушек Алеша и Черная курица спускались в подземное королевство.
В Петербурге сохранилось множество подземных ходов, о которых слагались городские легенды. Некоторые из этих подземных тоннелей даже стали доступны туристам.
В Петропавловской крепости, основанной Петром I в 1703 году, была построена потерна, позволяющая безопасно перемещаться гарнизону крепости из левого бастиона в правый в случае вражеской осады. Этот тайный подземный ход представляет собой 97-метровый тоннель, шириной около двух метров.
Разнообразные истории связаны и с подземельем Михайловского замка, возведенный по заказу Павла I. Есть мнение, что по подземным потайным ходам от замка можно было попасть в разные части города, а позднее они были частично засыпаны.
В Ленправде 6 октября 2003 года вышла статья «Подземелья Питера», в которой сказано, что в районе современной Сенной площади есть ярусы подземных сооружений, получившихся в результате наслоившихся друг на друга остатков подвалов былых построек. Точно так же потерны из старинных подвалов образовались под Васильевским островом. Автор статьи рассказал, что в конце 1980-х годов ему довелось пройти по части ходов под Васильевским островом от Андреевского собора, находящегося на углу 6-й линии Васильевского острова и Большого проспекта. Выходит, что такое подземелье могло сохраниться и на 1-й линии Васильевского острова, 56, на месте того самого пансиона, где теперь находится Доходный дом купца Галова.
А у нас существует закон, что если тот, кому мы показались, не сохранит этого в тайне, то мы принуждены бываем немедленно оставить местопребывание наше и идти — далеко-далеко в другие страны.
Министр Чернушка не сказал Алеше, куда уходит подземный народ. Подземный Петербург по-прежнему остается таинственным и неизведанным.
Все таинственное порождает сказочные фантазии...
После Отечественной войны 1812 года на Невском проспекте, 18 работала знаменитая кондитерская С. Вольфа и Т. Беранже, в которой бывали Пушкин, Лермонтов и Достоевский. Именно отсюда А.С. Пушкин отправился на роковую дуэль на Черной речке.
А в 1866 году в Германии родился Вильгельм Вольф, в Петербурге он учился на кондитера. И хотя нет прямых доказательств родства двух кондитеров однофамильцев, такая версия все же существует. Вообще Вольфов в Петербурге тогда было предостаточно.
Купец Вильгельм Вольф переехал в Вятскую губернию, в уездный город Сарапул, где открыл кондитерский завод, магазины сладостей и булочные.
За внешний вид дом Василия Вольфа современники прозвали «Домом-тортом» и «радостью для сладкоежек».
Интересно, что на территории усадьбы кондитерский цех и торговая лавка были связаны подземным коридором. По нему покупателям доставляли свежие глазированные марципаны, медовые пряники, эклеры и прочие вкусные радости.
Во время Первой мировой войны Вильгельм Вольф, как и все немцы, жившие в Сарапуле, подвергся гонениям. Он вместе с семьей навсегда покинул уездный город С. Но это уже совсем другая история.
Так куда же ушли жители подземелья?