(Начало сказки читайте здесь)
— Знакомься, — произнёс Жорж, подлетая к скромному голубому цветку, — это незабудка.
— Какая прелесть! Как я люблю сине-голубые краски! Жорж, не подсказывай, я сама разгадаю её секрет! — воскликнула пчёлка.
Жу-Жу не пришлось долго рассматривать незабудку, она сразу же обратила внимание на яркое жёлтое кольцо вокруг входа внутрь трубочки венчика. Жёлтая окраска так же, как голубая и синяя, очень привлекательна для всех пчёлок. Яркая жёлтая полоска как бы специально очертила место входа в цветок. Этот сигнал говорил: «Заходить внутрь надо здесь!»
Жу-Жу воспользовалась приглашением незабудки и посетила её гостеприимную кладовую пыльцы и нектара. Она осталась довольна своим взятком.
— Точно так же привлекают к себе белые нарциссы весной. У них внутри ещё один трубчатый венчик, но уже оранжевой броской окраски — это делает их более заметными и усиливает их информационную направленность, — очень умно высказался шмель.
— Как интересно! Можно эти приветливо открытые цветы, как книги, читать. Тогда узнаёшь много важного, нужного для своей работы.
— А что тебе говорит эта открытая книга? — Жорж эффектным жестом лапки показал в сторону другого цветка. Это была розовая травяная гвоздика.
— Ну, это совсем легко! Она показывает вход для меня светлым пятном, которое расположено прямо в центре цветка. Жорж, мне так понравилось расшифровывать коды цветов! Покажи, какие есть ещё загадочные знаки?
— Это несложно! Вот, например, какую подсказку тебе даёт мальва?
Пчёлка, ободрённая первыми успехами, сразу стала искать в рисунке венчика пятна и полоски, контрастные с основной окраской цветка.
Сиреневая мальва имела пять хорошо заметных лепестков. Соприкасаясь, они образовывали крупный чашевидный цветок, внутри которого выделялась более светлая звёздчатая сердцевина — это пчела заметила сразу.
Но что-то ещё новое было в рисунках лепестков. Жу-Жу шевелила усиками и сосредоточенно рассматривала их узоры. Скоро она поняла, что тонкие, хорошо заметные полоски на лепестках собирались пучком в том направлении, где находились нектарники.
«Прямо указательные линии!» — подумала пчёлка, а вслух сказала:
— Ползи вдоль этих линий и сразу упрёшься головой в нектарник. Благодарю тебя, мальва, за такую заботу о нас! — обратилась Жу-Жу к высокому растению с крупными и яркими цветками, густо сидящими на мощном цветоносе.
Жорж, наблюдавший за своей напарницей, понял, о каких линиях она говорила. Шмель назидательно поднял переднюю лапку вверх и спросил:
— Как бы ты назвала эти сигналы? Пришла пора продолжить наш счёт секретов цветов.
— Проще простого, — улыбнулась полосатая летунья, — яркие, чётко выделяющиеся пятна и полосы на венчике цветка — это сигнал №4, а особые линии-указатели на лепестках — это сигнал №5.
— Сейчас, Жу-Жу, я покажу тебе мега-цветок, он состоит из сплошных подсказок — только успевай их замечать.
Жорж обогнал пчелу и полетел впереди, показывая ей дорогу. Когда через несколько секунд полёта шмель оглянулся назад, то он никого не увидел: Жу-Жу странным образом исчезла. Шмель резко затормозил: «Куда же делась эта неугомонная девчонка?!»
Не успел он выбрать направление для поиска своей спутницы, как она появилась — запыхавшись, подлетела со словами:
— Я проверяла, поняла ли я знак цветка картофеля. У него симпатичные светло-фиолетовые цветочки с яркими оранжевыми пыльниками. Подумала, что эта яркая окраска пыльников не случайна и, скорее всего, говорит о том, что нектарники где-то рядом с ними. Я опустилась на цветок, и точно: у основания пыльников были нектарники.
Прости меня, Жоржик, что не успела тебя предупредить о моём отсутствии!
— Хорошо, что нашлась, — буркнул обиженный Жорж и добавил, — больше так не делай.
— Продолжаем полёт. Где же твой мега-цветок? Далеко ещё? — Жу-Жу летела рядом и осматривалась по сторонам.
— Прямо перед тобой. Идём на посадку!
Жорж и Жу-Жу стремительно пошли на снижение.
Перед ними во всей красе предстала трёхцветная фиалка. Только теперь пчёлка поняла, почему она трёхцветная: два верхних лепестка были тёмно-фиолетовые и казались бархатистыми, два средних — были поменьше и имели нежный светло-фиолетовый фон, нижний лепесток имел треугольную форму и был ярко-жёлтым. Не заметить такие контрастные и яркие сочетания красок этого удивительно красивого цветка было просто невозможно!
Вход в глубину венчика обозначало жёлтое кольцо, внутри которого, как пуговка, чётко выделялась группа оранжевых тычинок. Если к этому добавить, что вокруг центрального кольца лучиками располагались чёрные линии-указатели, то получалось, что этот цветок вобрал в себя все, изученные сегодня виды сигналов, которые могут посылать растения своим опылителям.
Болтливая Жу-Жу в этот раз молчала. Её восторг был безмолвным, она только с благоговением смотрела на эту красоту, прижав передние лапки к груди. Наконец, она вымолвила:
— Шедевр! — и больше ничего не смогла добавить.
— Вот только аромат у неё не очень сильный, но тонкий, я даже бы сказал, деликатный, — отозвался, наблюдавший за пчелой, Жорж.
— Смотри! Чёрные полоски-лучики вокруг кольца, как реснички, взлетающие вверх. Надо же, да она просто смотрит на нас! — наконец, эмоции пчёлки нашли выход в её восклицаниях.
— Жу-Жу, прямое попадание в цель! Второе название этого цветка — анютины глазки. Мне нравится ещё одно её поэтическое название — виола. Для меня оно созвучно с названием чарующего музыкального инструмента, — сказал Жорж, подтвердив этим тот факт, что и среди шмелей есть романтики.
Шмель и пчёлка так увлеклись своей исследовательской работой, что и не заметили, как солнышко стало клониться к горизонту. Надо было возвращаться домой.
— Как быстро пролетело время. Мы с тобой познакомились только утром, а кажется, что мы целую вечность вместе и давным-давно знаем друг друга, — сказала Жу-Жу, с благодарностью посмотрев на Жоржа.
Жорж молчал, ему тоже не хотелось расставаться с любопытной пчёлкой. К тому же он так и не нашёл времени, чтобы спросить её о том, что было интересно ему как исследователю природы. Поэтому перед тем, как лететь в обратный путь, Жорж спросил у своей подруги:
— Можно теперь я у тебя кое-что узнаю?
Жу-жу удивлённо ответила вопросом на вопрос:
— Неужели ты что-то можешь не знать?
— Во-первых, знать всё невозможно, а во-вторых, я хочу спросить о пчелиных секретах. Я — шмель и не могу знать всех ваших тайн.
— Хорошо! Спрашивай! Если смогу, то отвечу, — пчёлка приготовилась слушать шмеля.
— Мне интересно знать, как могут пчёлы находить издалека растения, цветы которых не пахнут. Я знаю такие растения. У них красивые и яркие цветы, но они без аромата. Большинство растений, даже если их пчелы и не видят, привлекают своих опылителей ароматом. Цветы гладиолусов, васильков красивые, яркие, но не имеют влекущего к себе запаха. Как найти их?
— Хороший вопрос, — задумчиво произнесла Жу-Жу. — Сейчас я проверю твою наблюдательность. Ты замечал, что некоторые пчёлы не садятся на цветы? Летают, кружатся над ними, но не опускаются на их лепестки. Со стороны кажется, что они не работать прилетели, а просто полюбоваться цветочками.
— Да, я видел таких пчёл, но так и не смог понять, почему они так себя ведут, — покрутил головой Жорж. — В чём разгадка?
— Всё очень просто. Эти пчёлы — наши разведчицы. Их задача — не пыльцу собирать, а найти растения, с которых рабочим пчёлам можно взять отличный взяток. Если они находят приличное количество цветов без аромата, но богатых пыльцой и нектаром, то начинают метить этот участок своим запахом.
— Вот в чём дело! Интересно-интересно! Как это происходит?
Жу-Жу продолжила:
— Пчёлки-разведчицы, летая над цветами, выделяют вещество с сильным запахом. Оно вырабатывается в особом желобке на брюшке. Чтобы начался процесс выделения запаха, пчёлки изгибают при полёте своё брюшко так, что этот желобок становится видным, как бы открывается.
— Чудеса… Никогда не думал, что такое возможно, — Жорж не смог удержать своего удивления.
— Не перебивай меня, — сделала замечание Жу-Жу и продолжила, — чтобы это вещество, так сказать, распылялось, пчёлы создают сильный поток воздуха, делая быстрые движения крыльями. Так они оставляют над необходимым местом свою пахучую метку, по которой другие пчёлки найдут этот участок с цветами. Точно так же они отмечают источники воды для пчёл и свой дом. По этому запаху мы легко ориентируемся. Всё так просто!
— Просто! Но не совсем! Как же другие пчёлы узнают о том, куда им лететь, если они далеко от того места, которое отметила разведчица? Ведь, чтоб почувствовать этот запах, всё равно надо подлететь поближе! Да, я так понимаю, что долго этот запах не сможет в воздухе оставаться — он быстро рассеется! Поэтому надо подлететь туда, как можно скорее. Каким образом это всё решается? — Жорж быстро задавал один вопрос за другим.
— Узнаю исследователя, — иронично заметила Жу-Жу, — сто вопросов в секунду. — Не всё сразу. Отвечаю по порядку. Ключик, который открывает все секреты — это танцы!
— Какие ещё танцы! Что ты придумываешь, Жу-Жу?! Ты шутишь?! — всегда спокойный и рассудительный Жорж уже начинал терять самообладание.
— Никаких шуток, Жоржик! Пчёлы танцуют! — продолжила Жу-Жу. — Разведчица, прилетевшая в улей, передаёт информацию своим сородичам определёнными движениями брюшка, направлением и рисунком своего перемещения в улье. Это действительно похоже на своеобразный танец! Отсюда и название этого процесса. В своих танцах они так же рассказывают о местах, где находятся скопления и ароматных цветов, чтоб остальные пчёлы не теряли время и силы на поиски медоносных участков. Так они разными танцами дают разную информацию, но её понимают все пчёлы.
— Жу-Жу, ты меня извини, конечно, я немного погорячился. Информация просто удивительная! Приведи, пожалуйста, хоть какую-то расшифровку пчелиного танца, — попросил шмель.
— Пожалуйста! — пчёлка поползла по листочку, на котором она сидела, по замкнутой линии, описывая практически идеальный круг, — этот круговой танец говорит о том, что источник нектара рядом. Если он за пределами 600 метров, тогда пчела движется по другой траектории. Я же говорила, что всё просто! — Жу-Жу взмахнула крыльями, как бы показав, что к этому добавить больше нечего.
— И ты всё это знаешь и помнишь?! — удивлённо спросил Жорж. — Почему же ты у меня попросила помощи в более простом вопросе. Ведь разобраться в коде цветов гораздо легче!
— Я же тебе объяснила: прослушала эту тему на уроке. Мечтала, как я соберу больше всех нектара и пыльцы! Я — прилежная ученица, стараюсь во всём разобраться, знать и помнить всё, что мне надо в моей работе. Но на тот момент улетела в своих мечтах очень далеко. Сегодня у меня был самый интересный и удивительный урок. И подарил мне его ты, Жорж. Я тебе очень-очень благодарна!!! — Жу-Жу искренне улыбнулась своему другу.
— Я ещё вот, что поняла в течение сегодняшнего дня и разговоров с тобой, - продолжила полосатая сборщица нектара, - пчёлы - единая большая семья, где все трудятся для всех и стараются для всей семьи. Поэтому не надо стараться кого-то перегнать, собрать больше всех и чем-то кого-то удивить. Гораздо важнее трудиться со всеми, помогая каждому, чтобы вместе сделать как можно больше! Очень здорово, что я встретила тебя, и ты помог мне во многом разобраться.
Жорж внимательно посмотрел на Жу-Жу и торжественно, как положено важному исследователю природы, произнёс:
— Ты тоже заставила меня на многие вещи посмотреть по-другому и дала новые знания, а это для меня важно. Я тебе очень признателен и тоже благодарен!
Наконец, друзья, сожалея о том, что день так быстро закончился, полетели на свою ромашку, где произошло их знакомство, и откуда началась эта удивительная история. Одно солнышко, совершив свой дневной путь по небосклону, с ними прощалось, другое солнышко — цветок-ромашка — их радостно встретило. Но и ромашка тоже готовилась к ночному отдыху: её белые лепестки медленно приподнимались и сворачивались, закрывая жёлтую серединку.
Прощаясь с Жу-Жу, Жорж басовито прогудел:
— До завтра! — и проводил взглядом пчёлку до самого улья.
Только тогда, когда Жу-Жу, приветливо помахав ему лапкой, скрылась в отверстии летка, шмель подлетел к своему гостеприимному колокольчику.
Скоро цветочный домик наполнился тихим сопением.
Жу-Жу тоже быстро уснула. Ей приснился волшебный сон, в котором цветы открыли свой главный секрет. Они сказали, что дружба с пчёлками нужна им для того, чтобы цветы жили вечно, наполняя жизненной энергией всё вокруг себя и давая жизнь всем, кто рядом.
Если происходит опыление, в цветке рождается семя, в нём сокрыто новое растение с бутонами, из которых разовьются прекрасные создания — цветы. Эти удивительные и загадочные, прекрасные творения природы несут миру яркую красоту, силу и молодость!
Цветы превращаются в плоды, которые сохраняют семена, чтобы они проросли и дали начало новым поколениям.
В этом удивительном сне ей даже показали схему превращения цветка в плод с семенами. Ну, прямо, как в школе…
Надеюсь, что эта сказка помогла родителям познакомить ребёнка с природой, жизнью цветов, пчёл и шмелей. Она также помогает разобраться в вопросе взаимосвязи цветковых растений и опылителей, понять, почему так важны пчёлы и шмели в природе, почему надо бережно относиться к растениям и насекомым, которые опыляют цветы. Возможно, и взрослые узнали что-то новое для себя, или вспомнили то, что забыли в буднях каждодневности. В любом случае, надеюсь, что эта биологическая сказка вас заинтересовала.