Сегодня в возрасте 76 лет скончался президент Национальной ассоциации телерадиовещателей Эдуард Сагалаев.
Когда я собирал книгу к 30-летию ВЗГЛЯДА (2017), задавал респондентам вопрос:
Был ли Эдуард Сагалаев одним из «архитекторов Перестройки»?.
Процитирую ответы.
ТВ-легенда Кира Прошутинская:
«Не знаю, был ли он реальным «архитектором», но точно знаю, то Сагалаев много сделал для того нового телевидения, которое с трудом прорастало сквозь коросту привычного, скучного, фальшивого».
Телеведущая Юлия Меньшова:
«Был или не был – не знаю. Не думала в таком ключе.
И лишь «отраженным светом», по рассказам Вани Демидова, понимала, работая на ТВ-6, мощь этого человека. Главным образом, мощь его креативных идей и способности бороться за них.
На ТВ-6 мы с Сагалаевым уже не так часто пересекались. Он был человеком огромного обаяния, но я не видела его в непосредственной работе».
Публицист Андрей Вульф:
«Однозначно был. Эдуард Михайлович – человек редкого ума, таланта и порядочности, сейчас таких среди теленачальников не сыщешь.
А ещё он обладал искусством достойного компромисса. Сейчас это было бы очень востребовано».
Поэт Александр Гутин:
«Скорее рупором. Я не верю в то, что СМИ не выражает взгляды и мнение какого-то "заказчика".
В этом нет ничего плохого или постыдного. Это просто так работает. Мы же не осуждаем машину за то, что она не может ехать без бензина».
Писатель Аркадий Кайданов:
«По моему очень субъективному мнению, был, но с таким же успехом мог бы и не быть.
Тот случай, когда «Партия сказал «Надо!» - комсомол ответил «Есть!».
А сказала бы «Не надо!» - тоже ответил бы «Есть!».
И выполнил бы задачу. Но без удовольствия. А так – с удовольствием. Выполнять поставленную задачу с удовольствием всегда приятнее. Это значит, что в жизни тебе крупно повезло».
Медиа-гуру Александр Перов:
«Участником, сподвижником – наверное, да. Архитектором – не думаю. Мне вообще термин «архитектор перестройки» кажется, мягко говоря, натянутым. Даже применительно к Александру Яковлеву. Архитектура, если говорить об аналогиях, подразумевает ясный творческий замысел, подробную инженерную проработку и тщательное строительное исполнение.
Судя по тому, что я наблюдал с середины восьмидесятых, ни первого, ни второго, ни третьего у наших «архитекторов» не было. Они просто, как могли, пытались из кирпичей рушившегося советского строя тут же городить нечто, напоминавшее дворцы западной демократии – как они себе ее представляли. Результат был налицо».
Журналист Отар Кушанашвили:
«Кто-то про кого-то сказал: "Уникум, чей гений жил душа в душу с холодным разумом". Если логически размышлять, раз уж Э. САГАЛАЕВ был одним из, кто перевернул мир в глазах очень многих людей, - наверное, да.
Но я ненавижу штампы. Сагалаев был и остается очень значительной фигурой, ко мне относившийся (про сейчас не знаю) очень тепло. Я вот про это думаю сначала, а уже потом про перестройку».
Сценарист Елена Райская:
«Если не архитектором, то прорабом. Да».
Политолог Марина Юденич:
«Нет, я так не думаю. Архитекторы были много выше, Сагалаев входил первую сотню – может тысячу - исполнителей.
Впрочем, многим исполнителям тогда казалось, что они и есть – архитекторы».