Найти тему
Настины книжки

Нужны ли в школе Толстой и Достоевский

Не утихают споры, по поводу школьной программы по литературе: что изучать? Что, напротив, для школьников не подходит? И обязательно находятся те, кто считает, что в школе рановато читать «Преступление и наказание» Федора Михайловича Достоевского и «Войну и мир» Льва Николаевича Толстого. Мол, дети не поймут эти произведения.

Я была не самым типичным ребенком, наверное. Объем произведений по литературе меня не напрягал вообще никогда. Какая там разница, сколько страниц читать, если интересно? А, если нет, то опять-таки какая разница – задали же, значит, сижу и читаю.

Если учитель в школе толковый, то основные идеи он до школьников донесет. На этом точка. И не надо думать за подростков – они вполне в состоянии разобраться даже в, казалось бы, сложных произведениях. Да, в 15-17 лет они сконцентрируются не на том, что в романе увидит, скажем, человек 30 лет. Или 40. Но чем хороша классическая литература, так это как раз своей многогранностью. Точно могу сказать, что любой человек, который возьмет себе за труд прочесть «Преступление и наказание», обязательно найдет там что-то для себя. Даже если роман ему не понравится, как не понравился и мне. Я признаю гениальность Достоевского, но пока не доросла до любви к нему. Может, не дорасту никогда. Периодически возвращаюсь к его произведениям и пробую проникнуться. Страдаю ли я при чтении книг, которые мне не слишком-то нравятся? В данном случае – нет.

-2

Да, меня совершенно не вдохновляет Раскольников. Но еще в школе мне понравилась первая часть романа – собственно, преступление. Видимо, сказалась любовь к детективам. И дальше добавилась любовь к книгам, фильмам и сериалам про маньяков всех мастей и их поимку. Думаю, что Федор Михайлович сыграл тут свою роль.

Пару лет назад я роман перечитывала. Было интереснее, чем в школе. Много нового почерпнула. По-другому посмотрела на героев. И… барабанная дробь… еще больше полюбила именно преступление. Все эти мысли Раскольникова, то, как он готовился, что чувствовал… Гениально это написано!

Совсем другая история у меня с Толстым и «Войной и миром». О, в эту книгу я в школе влюбилась! И мне не так уж нравился «мир», но описание сражений, чувства влюбленности в Наполеона, восхищение им, как великим полководцем, восторг от Багратиона, от Кутузова… О, какие это эмоции!

А еще я влюбилась. Естественно, в Андрея Болконского. И упорно не могла понять Наташу Ростову. Ну, как? Как можно было так безрассудно увлечься Курагиным? Я честно говорила, что Наташа – д*ра. Позже, побывав в очень странных отношениях, я Наташу поняла. Правда, так и не полюбила.

Андрей Болконский, конечно, не идеал мужчины. Но я продолжаю любить его и сейчас. Можно ли не любить мужчину, который в военном походе, в свободную минуту пошел в книжную лавку?

«Прежде чем ехать к Билибину, князь Андрей поехал в книжную лавку запастись на поход книгами и засиделся в лавке».

Все. Я покорена. Вполне разделяю и понимаю такой поход: я на рок-фестиваль «Нашествие» непременно тащу, что-нибудь, что почитать – пусть хоть крохотную книжечку (вещи на себе таскать и без того тяжело), но обязательно.

Впрочем, я увлеклась. Писать я собиралась не совсем об этом. Вообще не об этом. А о том, нужно ли в школе изучать «Войну и мир» и «Преступление и наказание».

Мое личное мнение – эти произведения нужны в школьной программе. Пусть не все их прочитают, но, даже просто слушая разборы того или иного эпизода, каждый что-то для себя почерпнет.

Кроме того, чтение хорошей классической литературы все-таки формирует вкус. И волей-неволей, но ты увидишь дурно написанную книгу, когда ты с ней столкнешься.

И мне кажется, что хотя бы общее представление о книгах, которыми восхищаются во всем мире, стоит получить в школе. Зависаю периодически на видео, где школьникам или первокурсникам задают вопросы по школьной программе. И мне почти физически плохо становится, когда они не могут ответить на вопрос: кто автор «Войны и мира»? Ок, вы можете не читать эти произведения, но вообще ничего о них не знать?

В общем, я за то, чтобы эти произведения в школьной программе оставались. Возможно, стоит пересмотреть подход к их изучению, но убирать совсем не надо.

А что думаете вы? Делитесь своим мнением в комментариях.

И, конечно, подписывайтесь на канал - давайте говорить о книгах вместе.