Продолжаем тему о самом древнем письменном христианском источнике - Иорданских свинцовых Кодексах. В предыдущей публикации (непременно прочтите, если уже не сделали это) мы говорили о том, что ученые разных стран датировали эти находки (обнаруженные в пещерах, подобных Кумранским, в период 2005-2007) первой половиной первого века нашей эры, что делает этот документ (точнее - несколько документов, книг) самым древним письменным христианским источником. Говорили мы и о тех потугах, которые были предприняты совместно ортодоксадьными иудеями, околонаучной медией и некоторыми обеспокоенными ортодоксальными христианами с тем, чтобы дисквалифицировать этот источник. Это сделать не получилось (хотя получилось, естественно, создать видимость медийного большинства), и все находки внезапно исчезли в некую таинственную "частную коллекцию". И даже те снимки содержания страниц, которые были сделаны до "приватизации" этих документов, попали под копирайт и не могут быть представлены обществености.
Тем не менее я связался с несколькими учеными, исследовавшими в свое время (около 2011-12) эти документы и обладающие их "несанкционированными" копиями. И пока получил один ответ: им строго-настрого запрещено делиться этим материалом. И этим людям много есть терять, поэтому они делиться не будут. Разве что в отчаянии? Или на смертном одре? Когда нечего терять? Так или иначе, правда будет явлена. Мы закинули удочку - и рыба придет.
Она уже приходит. Один из исследователей документа дал мне знать, что речь там идет о продолжении писем царя Абгара, посланных Иисусу Христу. Напомню, что в одном из немногих "засветившихся" надписей этого Кодекса говорится:
«Сие есть послание, которое мы, царь Абгар, сын царя Ману, отправили Господу нашему Иисусу».
Вот как эта надпись выглядит на свинце:
Говорили мы и о том, что надписи в свинцовых Кодексах сделаны в целом на этруском языке. И вот теперь, в ожидании, когда нам станет известно более - или все - об этих Кодексах, давайте подготовимся и выполним наше домашнее задание. Или узнаем все, что можно знать об этом уже теперь - и это не мало.
Кем был царь Абгар?
Во-первых, мы узнаем с вами, что царь Абгар - это реальная историческая личность, современник Иисуса Христа. Абгар V был королем Эдессы, возможно, с 13 по 50 год нашей эры. Это была территория, населенная славянскими племенами - одной из веточек скифов. В моих предыдущих циклах я подробно писал об этом. Но вернемся к личности царя Абгара, который правил своим городом и прилегающими к нему регионами при жизни Иисуса.
После Селевкидов регионом правила длинная династия скифских князей, одним из которых и был царь Абгар. Этруская цивилизация, давшая Риму фактически все, начиная от письменности и заканчивая величайшими архитектурными достижениями, уступала место варварскому, но воинственному Риму. Уступала без боя, подчиняя диких римлян своей культуре. Но при этом политически и милитаристически правил-таки Рим.
Согласно официальной науки и хронологии, начиная с 114 г. н.э. этот регион входит в состав Рима - сначала как вассальное государство, а затем как провинция. Династия Абгаров оставалась у власти почти 400 лет, до 244 г. н.э., когда она окончательно прекратила свое существование под властью римлян.
Эти даты и цари важны, потому что они дают нам представление о том, где и когда написано было послание Абгара. А написано оно было еще в тот период, когда Эдесса была совершенно независима от Рима, то есть в первой половине первого века н.э., что дает нам еще одно косвенное подтверждение древности этого документа.
Мы также знаем, что христианство пришло в этот регион уже в первом веке н.э. Епископ Эдессы Палут, о котором мы знаем из документов 2-го века, был уже далеко не первым епископом Эдессы. До него епископом был некий Аддай, и еще Аггай, и ряд других людей, имена которых история не сохранила.
Эдесса была главным центром христианской веры за Евфратом, и это говорит о ее раннем старте, и о большой поддержке христианам со стороны правящей династии - потомков царя Абгара. Но это христианство несколько разнилось от того, каким его сделает Никео-Царьградская его версия, поэтому появление документов, подобных Иорданским Кодексам, может вызвать стресс среди философствующего формального христианства.
Наиболее вероятно, что первым царем, обратившимся в христианство, был Абгар V, который правил еще при жизни Иисуса Христа. Паломница, известная как Этерия, которая оставила нам подробный отчет о своем паломничестве в 380-х годах нашей эры, обсуждает свой визит в Эдессу в компании городского епископа. Она описывает великую церковь, посвященную святому Фоме, а также процветающую христианскую общину с памятными местами и великой верой. Она видит статую царя Абгара, и хотя мы не можем быть уверены, что это был за Абгар, епископ представляет ее как Абгара V и рассказывает ей историю письма и его чудесных качеств.
Упоминают об этом письме и послания Прокопия и Евагрия Схоластиков (6 век), а содержанию письма приписывают спасение города в разное время. Интересно, что читатели Открытой Семинарии заметили сходство образа Иисуса Христа на Иорданских свинцовых Кодексах с образом на Туринской плащанице. Известный историк и археолог Ян Уилсон утверждает, что это изображение фактически идентично Туринской плащанице.
Иоанн Дамаскин также говорил с большим уважением о переписке царя Абгара, и такое понимание прочно утвердилось в Восточной Православной, Сирийской и Армянской церквях. Известная часть письма даже использовалась в литургии, притом не только на Востоке, но даже в Ирландии в 11 веке. Это, впрочем, не удивительно, так как Ирландия в то время имела свою интересную, жизнерадостную христианскую традицию, о чем ОС писала уже ранее (см. по ссылочке).
Письмо царя Абгара раскрывает многое о ранней христианской общине, и в ранней церкви его считали подлинным, хотя дошедшим до нас только частично. Отвергать эту историю как простую легенду не только бесполезно, но и глупо. Как резко замечает историк Стивен Рансимен в «Некоторых замечаниях к образу Эдессы»:
«Историки не должны быть настолько жертвами своего скептицизма, чтобы отвергать историю как ложную только из-за того, что она их не устраивает".
Так вот, похоже, что найденные в начале 21-го века книги являются "полным собранием" посланий царя Абгара V. До сих пор история сохранила и донесла до нас лишь один фрагмент этих посланий - одно письмо царя Абгара. И о нем мы поговорим в нашей последующей публикации. А со временем, надеюсь, нам станут известны все эти послания - самые ранние документы христианства.