Канава
Там ивы стройные стоят
И тихо плачут в реку.
И страсти детские кипят
В том переулке к лету.
* * *
Канавская та сторона
И улица родная,
Где мы играли допоздна
О взрослой жизни всё мечтая!
А.Попов. июнь 2019.
В далёком 1975 году я первый раз услышал от старших сверстников, что место, где мы жили, называется "Канава ". Тогда детским умом я долго не мог понять, почему именно так?! Конечно, сейчас это смешно, но тогда, в те годы, на наших улицах Красной набережной, да и на улицах Пушкина и Розы Люксембург крупномасштабно прокладывали хозпитьевой водопровод. Видимо, причиной такого глобального строительства послужили недавние вспышки холеры в Каспийском бассейне в 1970 году. Биотип эпидемии назывался Эль-Тор. Газета «Волжская коммуна» тех далеких годов приводит данные о 1270 заболевших холерой в Астрахани и районах, лишь за лето 1970 года 35 человек умерли, свыше тысячи астраханцев были вирусоносителями. По официальной информации, смертность от холеры достигла только одного процента от общего уровня, поэтому данная эпидемия и не получила широкого резонанса в стране. Однако, по информации опять таки «Волжской коммуны», до 1981 года по одному — два случая холеры каждый год в астраханском регионе все же продолжали регистрировать, а в 1974 году даже один заболевший умер. Население поселения Камызяк, да и всего Волжского бассейна воду брали из естественных водоемов рек и ереков на прямую, без её обеззараживания. Конечно, кипяченая вода из реки вреда не приносила, но если выпить сырой, могла произойти и беда! Наши улицы как после боя, были все разрыты траншеями, канавами , кругом лежали трубы и кольца под колодцы. Для нас, детворы, этот уличный ералаш был праздником. В траншеях мы делали секреты, в кольцах создавали штабы, одним словом, шли детские "боевые "действия. Каждый занимался своим делом. И именно тогда название "Канава " так и закрепилось в моем подсознание, именно опираясь на круговорот перерытых улиц, вокруг моего детства. Однако это было не так!
Старожилы рассказывали, и в частности мой дед Тренин Дмитрий Иванович, что через те места, где были расположены наши дворы и дома, когда- то, ещё в царское время, проходил довольно -то широкий и длинный канал, берега которого были укреплены деревянными сваями. По нему лодки и плоты рыбаков заходили из реки Кизань, где часть рыбы отгружали в рыболовецкие артели, которые находились тут же на берегу канала, а часть на подводах везли в Астрахань. Со временем канал, а вернее "Канава" перестала служить так называемым фарватером для рыбацких лодок и его(её) просто засыпали. Однако проверить данную информацию из прошлого, увы, нет возможности. Более объективных данных в архивах местной администрации не сохранилось. И поэтому в основном ссылка в моем повествование опирается на сведения старожилов. В подтверждение существования некоего канала -"канавы"существуют также многочисленные факты, по обнаружению в своих огородах, например, деревянных свай, вбитых или врытых в ровный геометрический ряд, со временем засыпаных и занесенных грунтом, на 50-80 см сверху. Останки рыболовецких лодок и предметов рыбацкого оснащения, на которые во множестве натыкались, копаясь в своих огородах, сельчане, как и по улице Пушкина, так и по улице Красная набережная.
Территория "канавы " простиралась начиная от здания старой музыкальной школы, что находилась на улице Красная набережная, и до МРза.( механического ремзавода), это так называемая канавская прибрежная зона. Далее шли улицы Р Люксембург и Пушкина, начиная от Камызякской основной средней школы номер один (к большому сожалению снесенной в 2017 году) и до Камызякского кладбища. Улицы пронзали основные два сквозных переулка которые назывались со стороны ул М Горького, Дубовским и Зверевским,а со стороны ул Красная набережная, Резцовским. А второй переулок назывался, со стороны улицы Пушкина (детского садика, который также не сохранился до наших дней) Зеленинским, а со стороны ул Красная набережная, Зобнинским, Лепехинским. В те времена был ещё один мини переулок соединявший улицу Пушкина и улицу Красная набережная, находился он в районе нашего старенького деревянного магазинчика тёти Маши, недалеко от МРза, где проживали наши добрые знакомые, коренные канавцы, это семьи Дешиных и Голованевых.
Именно за магазином собиралось много канавских ребят старшего поколения, а это Сергей Захаров, высокий с кудрявой головой и голубыми глазами парень, гроза девичьих сердец, Иван Дешин, братья Юрий и Виктор Голованевы, Лепехины Юра и Анатолий, Сергей Зобнин.
Да простит меня мой дорогой женский читатель, что про них в моих повествованиях написано мало. Да и тогда, в те 70 е года, я большей частью находился в мужских компаниях, да и не думал тогда серьёзно о девочках, не считая детской влюбленности, но об этом расскажу позже в этой книге, в моих рассказах. Однако очень хорошо помню моих соседок, канавских девчонок, это сестер Дрогиных Екатерину и Любашу, а также Зобнину Людмилу которая даже няньчилась со мной, Светлану Иконникову из сквозного Зобнинско -Зеленинского переулка. Но в большей степени девчата были намного старше меня, но я все же умудрялся дергать и их за косички, зная наперед, что получу по шее!!
Эпицентром сбора канавской детворы для меня был Дрогинский тупиковый переулок. Где одним из дворов, граничащих с переулком, был и мой. Напротив моего двора находился наш "канавский" паром. Хотя здесь можно отметить и такие места для игр детей, как детский садик и общежитие по улице Пушкина,небольшие площадки перед дворами Смирновых и Орловых, Зверевых, Селютиных и Зотовых. Практически со всей округи туда сбегались ребята и девчата. Именно здесь разгорались нешуточные азартные игры в альчики и пекаря -среди мальчиков, и в столбы и классики - среди девочек. Хотя в игру "столбы "играли в основном более взрослое молодое поколение, ну а нам, малолеткам, оставалось только смотреть. Были и совместные игры мальчиков и девочек , в такие игры, как в лапту, в чижа или в кино. Тогда было незабываемо весело. К нам в переулок приходили ребята и с улицы Пушкина и с Розы Люксембург, например, братья Смирновы, Сергей и Вячеслав, Андрей Орлов, братья Селютины, всех не перечесть. Расходились после игр нехотя, когда на небе появлялись звезды, или кто- то из родителей не позовет домой!
Особенности канавских законов и правил было -не обижать своих! Будь ты на улице, или в школе, тех, кто лез с кулаками на нас, обычно отрезвляли фразой: я канавский! Ну, а если это не помогало, то непременно мы, первоклассники, бегали в восьмой класс и просили защиты у старших ребят, например, у Сергея Захарова или Виктора Голованева!!