Найти тему
Не хлебом единым

Вы уже прочитали пророчества о Рождестве Христовом? Давайте прочтем и разберём их вместе!

Оглавление

Мало кто из современных людей знает, что Бог давал откровения о Рождестве Христовом за много сотен лет до Рождества. Весь Ветхий Завет от Адама до Моисея, и от Моисея до Рождества, был временем ожидания Христа, и ветхозаветные праведники были утешены лишь пророчествами о Нем. Спаситель так сказал об этом апостолам: «… ибо истинно говорю вам, что многие пророки и праведники желали видеть, что вы видите, и не видели, и слышать, что вы слышите, и не слышали». (Мф13:17)

Чтобы лучше понять связь Ветхого и Нового Заветов, в этой статье мы обратимся к пророчествам о Рождестве Христовом, которые читаются на Великом повечерии праздника (в богослужебном обиходе они называются паремии).

I Книга Бытия (1:1 - 13)

«В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою. И сказал Бог: да будет свет. И стал свет. И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы. И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один…» (Быт. 1: 1-5)

Фото Сергея Михеева
Фото Сергея Михеева

Читатель может удивиться: почему в рождественские чтения входит текст о сотворении мира? Ответ довольно прост: Рождество Христово положило начало духовному воссозданию, как бы новому творению мира. В книге Бытия мы видим, как по одной только воле Божией создается чудный, гармоничный мир. Бог создает свет, который является источником жизни и радости для всех живых существ. Светом тихим называет Церковь Иисуса Христа. На земле воссиял новый Свет, просвещающий не ночную мглу, а сердца людей.

II Книга Чисел (24: 2 - 3, 5 - 9,17 - 18)

«Был на Валааме Дух Божий. И произнес он притчу свою и сказал: как прекрасны шатры твои, Иаков, жилища твои, Израиль! расстилаются они как долины, как сады при реке, как алойные дерева, насажденные Господом, как кедры при водах… <…> Благословляющий тебя благословен, и проклинающий тебя проклят! Вижу Его, но ныне еще нет; зрю Его, но не близко. Восходит звезда от Иакова и восстает жезл от Израиля, и разит князей Моава и сокрушает всех сынов Сифовых.». (Числ. 24: 2-3, 5-6, 17)

Это пророчество было сказано волхвом Валаамом, который был приглашен князем моавитян для того, чтобы проклясть евреев, которые угрожали его городу – Иерихону. Несмотря на желание князя, Валаам изрекал не проклятия, а благословения. Помимо воли волхва Бог его устами предсказал победу Своему народу, победу и еще нечто большее... Под звездой, которая воссияет в израильском народе, святые отцы понимают Христа-Спасителя. Как мы знаем из Евангелия, знамением Рождества Господа действительно стала вифлеемская звезда.

III Книга пророка Михея (4: 6 - 7; 5: 2 - 4)

«И ты, Вифлеем-Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле и Которого происхождение из начала, от дней вечных. Посему Он оставит их до времени, доколе не родит имеющая родить; тогда возвратятся к сынам Израиля и оставшиеся братья их. И станет Он, и будет пасти в силе Господней, в величии имени Господа Бога Своего, и они будут жить безопасно, ибо тогда Он будет великим до краев земли». (Мих. 5: 2-4 )

Пророк Михей – современник Исайи, живший около 720 г. до н. э., предсказал точное место Рождества Христова – город Вифлеем. Рождество истинного, вечного Владыки Израиля Иисуса Христа положит начало воссоединению всех уверовавших в Него, как евреев, так и бывших язычников: «и возвратятся к сынам Израиля оставшиеся братья их». Михей предвидит созидание Церкви, сравнивая ее со стадом, которое Христос будет пасти и охранять, и в котором будет прославляться «до краев земли».

Самое главное пророчество

Фото Сергея Михеева
Фото Сергея Михеева

IV Книга пророка Исаии (7: 10 - 16; 8: 1 - 4, 8 - 10)

«И продолжал Господь говорить к Ахазу, и сказал: проси себе знамения у Господа Бога твоего: проси или в глубине, или на высоте. И сказал Ахаз: не буду просить и не буду искушать Господа. Тогда сказал Исаия: слушайте же, дом Давидов! разве мало для вас затруднять людей, что вы хотите затруднять и Бога моего? Итак, Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил. Он будет питаться молоком и медом, доколе не будет разуметь отвергать худое и избирать доброе; ибо прежде нежели этот младенец будет разуметь отвергать худое и избирать доброе, земля та, которой ты страшишься, будет оставлена обоими царями ее. <…> Враждуйте, народы, но трепещите, и внимайте, все отдаленные земли! Вооружайтесь, но трепещите; вооружайтесь, но трепещите! Замышляйте замыслы, но они рушатся; говорите слово, но оно не состоится: ибо с нами Бог!» ( Ис 7: 10 - 16; 8:9 - 10)

Этому отрывку предшествует рассказ о приближении к Иерусалиму сирийского и израильского (отколовшаяся часть некогда единого еврейского царства) войск. Бог повелевает Исайи утешить царя и возвестить ему, что город не пострадает, потому что оба царства будут уничтожены ассирийцами. Исайя советует царю просить знамения у Бога, что все это действительно совершится. Но царь не верит и отказывается, якобы не желая искушать Бога.

В ответ на это Исайя говорит, что сам Бог даст им (царю и такому же маловерному народу) это знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил. Что же утешительного несет это пророчество для людей, которые вот-вот могут погибнуть? Попробуем вдуматься. Исайя пророчествует о чудесном рождении Мессии. Раз Бог обещает, что Мессия родится в их народе, значит, народ не будет истреблен! Более того, само имя Мессии Еммануил (евр. С нами Бог) говорит о том, что Бог не оставит свой народ. Царство будет спасено от захвата быстрее, чем ребенок учится различать добро и зло.

Таким образом, в речи Исайи сплетены пророчество о Рождестве Христовом, которое исполнится через 700 с лишним лет и события, которые ожидают еврейский народ в ближайшее время.

Это удивительное и, пожалуй, самое известное пророчество о Рождестве Христовом, Ангел напомнил смутившемуся Иосифу, когда тот узнал, что обрученная ему Дева Мария беременна.

Фото Сергея Михеева
Фото Сергея Михеева

V Книга пророка Исаии (9: 6 - 7)

«Ибо младенец родился нам - Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира. Умножению владычества Его и мира нет предела на престоле Давида и в царстве его, чтобы Ему утвердить его и укрепить его судом и правдою отныне и до века. Ревность Господа Саваофа соделает это».

В 9-й главе пророк Исайя продолжает говорить о Мессии. Он прямо и недвусмысленно называет Его Богом, Чудным Советником (при этих словах сразу вспоминается совет Живоначальной Троицы о сотворении мира), Князем мира. Последние слова не должны смущать читающих, потому что Христос – Князь мира (в смысле вселенной), а диавол – князь мира сего, то есть падшего, греховного.

Эти слова вспоминаются в праздник Рождества, потому что они начали исполняться именно с того момента, когда Спаситель появился на свет.

VI Книга пророка Исаии ( 11: 1 - 10)

«И произойдет отрасль от корня Иессеева, и ветвь произрастет от корня его; и почиет на нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия; и страхом Господним исполнится, и будет судить не по взгляду очей Своих и не по слуху ушей Своих решать дела. Он будет судить бедных по правде, и дела страдальцев земли решать по истине; и жезлом уст Своих поразит землю, и духом уст Своих убьет нечестивого. И будет препоясанием чресл Его правда, и препоясанием бедр Его - истина. Тогда волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком; и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их. <…> И будет в тот день: к корню Иессееву, который станет, как знамя для народов, обратятся язычники, - и покой его будет слава». (Ис. 11: 1-6, 11)

Иессей был отцом царя Давида. Под выражением корень Иессеев подразумевается весь царский род, из которого по обетованию должен был родиться Мессия. Почему Христос считается потомком царя Давида? Потому что из рода Давида происходила Его Пречистая Матерь.

За великую веру Давида Бог обещал, что царство его будет вечным. Но вот в 586 г. Иерусалим был разрушен, евреи ушли в вавилонский плен, пресеклось древо царской власти… Однако Бог, всегда верный Своим словам, исполнил обещание: отраслью от корня Иессеева стал Небесный Царь Иисус Христос.

Он «жезлом уст Своих поразит землю, и духом уст Своих убьет нечестивого» так говорит пророк Исайя о победе Христа над диаволом и смертью. Одним из главных признаков пришествия на землю Мессии он указывает обращение к Нему язычников. Так под властью Христа даже самые жестокие люди, подобные медведю или змее, становятся кроткими овцами.

Книга пророка Варуха ( 3: 36 - 38; 4: 1 - 4)

«Сей есть Бог наш, и никто другой не сравнится с Ним. Он нашел все пути премудрости и даровал ее рабу Своему Иакову и возлюбленному Своему Израилю. После того Он явился на земле и обращался между людьми» (Вар. 3: 36-38).

Пророк Варух – ученик пророка Иеремии, написал эти строки в вавилонском плену. Через этого человека Бог даровал Своему плененному врагами народу, наверное, самое большое утешение: Бог придет на землю и будет жить среди людей!

Фото Сергея Михеева
Фото Сергея Михеева

Книга пророка Даниила (Дан. 2: 31 - 36, 44, 45)

«Тебе, царь, было такое видение: вот, какой-то большой истукан; огромный был этот истукан, в чрезвычайном блеске стоял он пред тобою, и страшен был вид его. У этого истукана голова была из чистого золота, грудь его и руки его - из серебра, чрево его и бедра его медные, голени его железные, ноги его частью железные, частью глиняные. Ты видел его, доколе камень не оторвался от горы без содействия рук, ударил в истукана, в железные и глиняные ноги его, и разбил их. Тогда все вместе раздробилось: железо, глина, медь, серебро и золото сделались как прах на летних гумнах, и ветер унес их, и следа не осталось от них; а камень, разбивший истукана, сделался великою горою и наполнил всю землю. Вот сон! Скажем пред царем и значение его. Бог небесный воздвигнет царство, которое вовеки не разрушится, и царство это не будет передано другому народу; оно сокрушит и разрушит все царства, а само будет стоять вечно, так как ты видел, что камень отторгнут был от горы не руками и раздробил железо, медь, глину, серебро и золото. Великий Бог дал знать царю, что будет после сего. И верен этот сон, и точно истолкование его!»

Пророк Даниил был подростком, когда иудеи попали в вавилонский плен. В Вавилоне он был приближен ко двору Навуходоносора и прославился как толкователь снов царя.

В данном пророчестве Даниил как бы отображает ход истории и смену господствующих в мире языческих держав. В последней из них, железно-глиняной, святые отцы видят Римскую империю. Будучи самой могущественной и долговечной из всех ранее существовавших (что символизирует железо), она была разбита как глина своими бывшими поданными – варварскими народами.

Языческие царства не зря представляются в виде частей тела огромного истукана: все они, как и Вавилонская башня, были построены возгордившимися людьми, а потому не смогли устоять.

Все они пали от удара камня, чудесно отколовшегося от горы. Этот таинственный камень – Сам Господь Иисус Христос, Который стал основанием нового, вечного Небесного Царства. То, что камень без участия рук откололся от горы, символизирует сверхъестественное Рождество Спасителя от Пречистой Девы. Этот образ использовался святыми отцами при сочинении церковных песнопений «Камень нерукосечный от несекомыя горы Тебе, Дево, краеугольный отсечеся, Христос...»

Христос рождается – славите!

Пришествие на землю Самого Бога стало последним, самым главным и полным Его Откровением роду человеческому. «Святая Церковь задолго до праздника Рождества Христова, и особенно в эту священную Рождественскую ночь, призывая верующих чад встретить воплощенного Христа, воспевает: «Христос рождается, славите» – не «Христос родился», но «Христос рождается». Это значит, что Боговоплощение есть вечно живое событие в бытии всего мира, в истории человечества, в деле нашего спасения. Христос действительно постоянно рождается и в сердцах тех, кто открывает Ему двери сердца, кто приносит Ему душу свою, как земля принесла вертеп, кто разум свой предоставляет Ему, как предоставила Преблагословенная Дева Свою утробу. Рождество Христово, совершившееся 2000 лет назад в Вифлееме, – и ныне для нас близкое событие». (+Митр. Киевский Владимир (Сабодан))

Друзья, скажите, пожалуйста, какие из этих пророчеств вы знали, а какие - нет? Какое пророчество самое интересное или необычное?