Владимира Мединского критиковали как прозападные либералы, так и патриоты. В последнее время имя бывшего министра культуры опять наслуху благодаря новым скандалам с его вчерашними протеже.
Стремительная карьера Мединского
Между тем, до начала работы министром культуры всё у Владимира Ростиславовича шло хорошо.
Родившийся 18 июля 1970 года в райцентре Смела Черкасской области в семье военного парень сделал головокружительную карьеру, — провидение ему явно благоволило.
Помотавшись по гарнизонам, в начале 1980-х годов Мединские осели в Москве. Здесь Володя оканчивал школу.
А в 1987 году юноша сумел поступить в суперпрестижный, практически недоступный тогда простому смертному без протекции и родительских связей МГИМО.
Институт Владимир окончил в 1992 году с отличием. Причём практику в 1991-1992 гг. студент проходил ни где-нибудь, а в США.
Дальше — аспирантура и преподавательская работа в родной альма-матер, и, параллельно, успех в собственном рекламном бизнесе.
В 1998 году Владимир Мединский перешёл на государственную службу, потом была работа в Госдуме, и вот, наконец, в 2012 году он достиг пика карьеры — был назначен на должность министра культуры.
Между молотом и наковальней
И такое впечатление складывается, что на этом высоком посту оказался Мединский как бы между молотом и наковальней.
Либералы-прозападники обвиняли его в охранительстве и ультра-консерватизме. Патриотичные же силы общества — в том, что министр культуры окружил себя либералами, его министерство выделяло бюджетные деньги на их антигосударственные проекты, а далеко не самые патриотичные представители "либеральной интеллигенции" оказались расставлены на ключевые в культуре посты.
В действиях Владимира Ростиславовича ещё задолго до назначения на пост министра просматривалась какая-то двойственность. Например, в 1991 году он был защитником Белого дома, а в 1993 году — не был. При этом в публичных дискуссиях с иноагентом Латыниной — рьяно, и, казалось что искренне, защищал Сталина и СССР.
Известно о конфликтах министра с ультра-либеральными режиссёрами Кириллом Серебренниковым и Виталием Манским. Либералы критиковали Мединского за его слова о недопустимости выделения бюджетных денег на антигосударственное кино:
«В чем я не вижу смысла — это снимать киноленты на деньги министерства культуры, которые оплевывают выбранную власть, даже не критикуют. Это про тех, кто снимает кино по принципу "Рашка-говняшка". Зачем? Какой-то государственный мазохизм».
(Из заявления В. Мединского, 2014 г.)
В то же время спектакли К. Серебренникова до недавнего времени шли в главных театрах страны, а государственные деньги на очень спорные проекты этого режиссёра Минкультом вполне себе выделялись. Более того, как следует из решения суда, 128 миллионов рублей из выделенных средств Серебренниковым и компанией были у Минкульта украдены.
Таких примеров двойственности культурной политики времён министра Мединского можно привести немало.
Кадры решают всё
В укор Владимиру Ростиславовичу ставят и кадровую политику в его министерстве.
Например, назначение Мединским в июле 2013 года директором Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина одиозной Марины Девовны Лошак.
Марина Девовна покинула должность совсем недавно. Скандалов при её руководстве случилось немало.
То дохлую лошадь под потолок Пушкинского музея подвесили, то воспарил там прозванный непечатно в народе диковинный "х..крыл".
Ещё одним крайне спорным решением министра культуры Владимира Мединского было взять своим пресс-секретарём одиозную феминистку Лизу Лазерсон, 1989 года рождения. В госучреждениях должность пресс-секретаря зачастую считается "блатной". Работы обычно немного, а зарплата при этом очень даже на уровне.
Работа пресс-секретарём министра культуры сделала Лизу узнаваемой и дала толчок дальнейшей карьере в медийном пространстве. Сегодня она развивает собственные ютуб- и телеграмм-каналы, и, кроме того, ведёт ряд программ на ютуб-канале «Живой гвоздь» — наследнике ликвидированного «Эха Москвы». Высказывания Лизы вызывают бурную общественную реакцию.
Помните знаменитый опрос журналистов иноагента «Дождя» о сдаче Ленинграда фашистам? А вот появилось недавнее подобное от Лизы Лазерсон. Процитируем сообщение с телеграмм-канала журналиста Михаила Шахназарова:
«Какая прелесть — мадам Лиза Лазерсон в эфире... рассказывает, что может быть можно было избежать такого количества жертв в Отечественную войну "путем коллаборации". Коллаборации, простите с кем? С печками Освенцима? Мне кажется они совсем...».
(Из сообщения с телеграмм-канала журналиста Михаила Шахназарова).
Когда-то та же Лазерсон "прославилась" утверждением о том, что в советской Москве было еврейское гетто.
А ещё 8 мая в программе «Атака с флангов», которую она ведёт совместно с журналистом Максимом Шевченко на канале «Живой гвоздь», Лиза рассуждала о том, что с точки зрения тех, от чьих рук погибла Дарья Дугина, её отец Александр Дугин вполне мог быть законной целью.
Ведь «он был таким очевидным и ярым разжигателем войны» — говорила о Дугине Лазерсон. Много наговорил, мол, философ всякого.
Максим Шевченко свою соведущую довольно в резкой форме тогда одёрнул. «Все журналисты, все публицисты, все философы чего-нибудь такое высказывают, что кому-нибудь да не нравится», — ответил Шевченко. Максим Леонардович провёл свою "коронную" параллель, — «таким образом получается, что все журналисты, которые поддерживают действия Израиля... являются для палестинцев законными целями?».
После этих слов Шевченко Лазерсон заметно испугалась, поблекла, и стала что-то говорить невпопад.
Люди, у которых коллаборация?
Журналист Андрей Медведев, реагируя на инциденты с высказываниями Лазерсон и напоминая факт её работы пресс-секретарём у Мединского, написал в своём телеграмм-канале:
«Коллаборация для победы от автора еврейских гетто в Москве в годы войны Лизы Лазерсон.
Узость ума, это не страшно, это можно всегда поправить. Но вообще яркая характеристика нашего недавнего прошлого. Всего 5 лет назад вот такие были пресс-секретари в Минкульте. А вы удивляетесь, почему с культурой все так, почему Пушкинский музей давай убивать, спокойно глядя на всех этих лошадей под потолком и дрова.
Потому что такова была политика самого государства. Потому что внутри системы решения принимали (да и принимают, как я вижу) люди, у которых коллаборация».
(Из телеграмм-канала журналиста Андрея Медведева).
И действительно ведь — многие высокие кабинеты культурных начальников заняты недружественной нынешней политике государства креатурой.
А что касается возможности совмещать, как выразился Андрей Медведев, "узость ума" с позицией на государственной службе, — вспоминается знаменитый диалог между "человеком в чёрном" и Филиппом Филипповичем из фильма «Собачье сердце», снятого Владимиром Бортко по роману Михаила Булгакова:
— Но позвольте, как же он служил в очистке?
— Я его туда не назначал. Ему господин Швондер дал рекомендацию, если не ошибаюсь.
Если статья вам понравилась, — поставьте, пожалуйста, лайк. И подписывайтесь на канал!