Привет, Дзен! Давай посмотрим в глаза русских художников. Занятная тема, согласись, ведь определять творца по картинам мы умеем, а по лицам – с трудом. Я не говорю сейчас про искусствоведов-профессионалов, которые с легкостью воспроизведут в памяти образ. Пост для нас, простых оборзевателей.
С чего вообще я задумала сделать эту публикацию? Работая над оформлением интерактивной зоны для одного культурного события, наша команда выбирала узнаваемые лица для фотозоны. Мы легко определили писателей и поэтов, балерин, музыкантов XX века (ты сейчас живо представляешь перед собой ряд лиц, верно?). На художниках споткнулись. Обыграли ситуацию тем, что в руки живописцу (выбрали Сурикова) вложили палитру и прикрутили табличку «Привет, я – Василий Суриков». Чтоб уж наверняка. Получилось забавно.
Илья Ефимович Репин (1844 — 1930)
Пожалуй, самый известный автопортрет титана русской живописи из коллекции Государственной Третьяковской Галереи
Репин активно писал своих современников, близких и друзей, это широко известно. Вот, пожалуйста, портрет Василия Сурикова. Признаюсь, один из моих любимых в исполнении Ильи Ефимовича. Чем он меня цепляет? Не знаю, эмоцией, запечатленной в глазах. Есть в них какая-то нотка светлой романтики, полета мысли. Легкость, свойственная творческим людям, вера в свой замысел.
Василий Иванович Суриков (1848 —1916)
Валентин Александрович Серов (1865 - 1911 гг.
Посмотрите на этого молодого прекрасного мужчину. Влюбляет всем своим видом. Еще этот проникающий в самую душу взгляд. Талантливый и красивый Валентин Серов. Он был самым популярным светским портретистом своего времени. Еще очень своенравным, о таких говорят "со сложным характером". Не понимаю, почему сложность характера в принципе напрягает людей.
Исследователи говорят, что Серов в своих моделях всегда подмечал "выдающиеся" черты характера, запечатлевал на лицах не дежурные миленькие улыбочки, а суть человека. Она не всегда очаровательна. Уставшему - уставший взгляд, надменному - ракурс надменности, горделивому - штрих гордости. Не потому, что Серов так хотел, а потому что он писал людей такими, какие они есть. Очаровашек тоже писал. Если очаровашки искренне очаровательны.
Константин Коровин очень точно охарактеризовал Валентина Серова:
Не столько художник, сколько искатель истины
А вот его автопортрет.
Исаак Левитан (1860 — 1900)
Еще один товарищ со сложным характером, бесконечно талантливый, певец русского пейзажа. Отличался эмоциональностью, чувствительностью. Этим, как отмечают исследователи его творчества, можно объяснить его особое понимание природы, его способность передать её настроение.
Таким Исаака Левитана увидел Валентин Серов. Как вы успели заметить, они одного поколения.
«Очень интересное лицо, слегка вьющиеся темные волосы, очень высокий лоб; великолепные бархатные глаза, остроконечная бородка – тип семитический в его наиболее благородном выражении, испанско-арабском» – писала Татьяна Щепкина-Куперник.
Художник Александр Головин вспоминал: «Он был по своей сущности аристократом до мозга костей, в самом лучшем смысле слова. По внешности он мне напоминал не еврея, а араба<…> Основной чертой Левитана было изящество. Это был целиком "изящный человек", у него была изящная душа. Каждая встреча с Левитаном оставляла какое-то благостное, светлое впечатление».
Иван Константинович Айвазовский (1817 — 1900)
Вернемся к старой школе. Айвазовский! Для меня открытие, что Иван Константинович - это псевдоним, настоящее имя художника-мариниста - Оганес Гайвазян. Вот так делаю для тебя материал, Дзен, и культурно оборзеваю от набора увлекательных фактов.
Смотрим, как выглядел Иван Константинович Айвазовский. Фактурный, статный, но я подмечу сказочную доброту, такой хороший и светлый образ.
И такой автопортрет еще гуляет по сети.
Вот такая галерея лиц собралась, Дзен! Если понравилось - рассказывай о ней всем. Потом посмотрим в глаза другим художникам, обещаю!