Они очень разные – три собора домонгольской Руси.
Одинокий Преображенский собор в Переславле, тающий в сиреневых тучах, и свысока поглядывающий на прочие церкви и церквушки и деревянные домики.
Благородный красавец Дмитриевский собор во Владимире, посади меня на высокий холм напротив, так и просижу полдня, любуясь.
А Георгиевский собор в Юрьеве-Польском, третий из знаменитой троицы, разрывает шаблоны.
Он словно… белый гриб над тихой речкой. Приземистый, основательный, и… маленький. Это когда подойдешь поближе, понимаешь, что совсем не маленький собор. А издалека- грибочек и есть грибочек.
Он домашний. Теплый и близкий, несмотря на свой почтенный возраст, 800 лет не шутка. Здесь хочется рассматривать каждый символ, каждый узор.
На самом деле 800 лет тут весьма спорные, собор обрушился в 15 веке. Но его буквально собрали заново- из обрушившихся камней, со всеми волшебными, иначе не скажешь, рисунками. Поэтому и потерял храм в росте.
Собор уникален тем, что это последний белокаменный собор домонгольской эпохи.
Освящен он в 1234 году – как интересно выстроились цифры!
А через 4 года погиб князь Юрий Всеволодович и пришло время татаро-монгольского ига.
Его орнаменты- сами по себе произведения искусства,, здесь Святые, князья, мифические существа, геральдические леопарды.
Ковровый узор сочетается с рельефными фигурами, покрывая каменным кружевом белые стены.
Люди ходят вокруг, задрав головы. Слоника ищут.
И я пошла, да не нашла, а вот спутнику повезло. Значит, его желание сбудется)))
Слоник на соборе? Да еще какой! С заячьими ушами и тигриными когтями.
Афанасий Никитин уйдет «за три моря» в Индию только через двести с лишним лет. А первый слон появится в России только про Иване Грозном. Персидский шах Тахмасп I прислал слона в доказательство своего уважения.
Бедолага пришел своим ходом из Персии с погонщиком в конце 60-х годов шестнадцатого века. Он еле стоял на ногах и упал на передние лапы прямо перед Иоанном Васильевичем. Со стороны это выглядело, словно живая гора встала на колени перед Иваном Васильевичем. «Хороший знак», - решил царь и назначил приличное содержание и слону и погонщику.
Но слону не повезло, в 1570 году на Русь пришла чума, и бедное животное в этом обвинили, отправили сначала в ссылку а потом вообще казнили.
Каменный слоник Георгиевского собора появился гораздо раньше настоящего слона. Создал его резчик по описаниям в старинных книгах, как представляли, так и изобразил.
Поиски слоника- настоящий квест.
Он маленький, и если смотреть вблизи, его женская маска скрывает. Но кто ищет- тот найдет. (Над женской маской слева от входа на северном портале) Увы, не я)
Главное сокровище хранится внутри собора. Это святославов крест.
Согласно преданию, это памятник «благочестия строителя собора» — князя Святослава Всеволодовича.
Установлен был крест по поводу чудесного спасения князя и его войска во время бури, обрушившейся на княжьи ладьи в июне 1220 года, когда возвращался князь с дружиной из похода на волжских булгар.
«Этот Святославов крест весьма почитается жителями Юрьевской округи, и для поклонения ему многие приходят издалека».- писали в 19 веке.
И сегодня крест увешан подношениями в благодарность.
Посмотрите, какие лица! Они живые, с эмоциями.
И еще одно здание впечатляет. Это бывший Троицкий собор.
Внушительной, пока закрытой махиной возвышается он возле маленького Георгиевского собора. Это бывшая княжеская успальница, перестроенная в собор в 1809 году.
Надеюсь, однажды и он оживет.
Сегодня собор обнесен забором, чтобы любопытные не совались в аварийное здание, а нагретые ступени облюбовали местные коты.
Ночью никто не мешает рассматривать фигуры в узоре Георгиевского собора.
Смолкли птицы, уснули петухи. И даже оперный лягух притих в соседнем болотце, что зря надрываться, когда подружки в речке спят.
И вы остаетесь вдвоем в целом мире- вы и собор.
И еще одна единственная звезда на ночном небе. И это впечатление уносишь с собой навсегда.
А что там обветшало – разве это важно…
Продолжение следует.