Всех приветствую у себя на канале!
Не так давно я рассказывал про победы команды "Камаз-Мастер". И вот теперь хочется рассказать об эволюции самих грузовиков. От первого серийного "боевого" 4310 до непобедимого 435091.
В сентябре 1988 года на ралли «Ельч» в Польше состоялся дебют команды из Набережных Челнов. В том первом в своей истории ралли-рейде камазовские спортсмены выступили на серийных полноприводных внедорожниках Камаз 4310.
Уже в начале 90-х годов, в тесном содружестве с заводскими конструкторами и испытателями, коллектив создал собственные спортивные грузовики: КАМАЗ 49250 и КАМАЗ 49251 . Основой для этих машин служила самая совершенная на тот период времени техника Камского автозавода.
В 1994 году команда выступила на автомобиле с ярко выраженными спортивными характеристиками, принципиально отличающимися от обычных серийных грузовиков, – Камаз 49252.
Надо отметить что с появлением именно этой машины успехи команды стали более заметными.
Вот некоторые из них:
Мастер – Ралли 1995 (1 место),
Дакар 1996 (1 Место),
Байконур – Москва 1997 (1 место)
Мастер – Ралли 1997 (1 место)
Дезерт Челлендж 1999 (1 место)
Оптик 2000 Тунис – 2000 (1 место)
Дезерт Челлендж – 2000 (1 место)
Мастер – Ралли 2000 (1 место)
Баха Италия – 2000 (1 место)
Кубок мира 2000 (1 место)
Оптик 2000 Тунис – 2001 (1 место)
Дезерт Челлендж – 2001 (1 место)
Пор Лас Пампас ралли (Аргентина) 2001 (1 место)
Мастер – Ралли 2002 (1 место)
Дезерт Челлендж 2002 (1 место)
На нем стоял двигатель в 750 лошадиных сил, машина имела среднемоторную компоновку и крупные 25-дюймовые колеса. Скошенная платформа внедорожника, призванная снизить аэродинамическое сопротивление, - оригинальный этап дизайна спортивного грузовика, оставшийся в истории. Уже через год три спортивных грузовика нового поколения вынесут камазовские экипажи к победному подиуму автомарафона «Париж-Москва-Пекин». Спустя несколько месяцев, в январе 1996-го, команда впервые станет победительницей легендарного ралли-марафона «Дакар».
Эксперименты над техникой иногда были даже чересчур смелыми. Например, спортивный Камаз 49255 имел двенадцатицилиндровый двигатель мощностью в 1050 лошадиных сил. Его гипермощное сердце ломало трансмиссию, что и произошло на «Дакаре» 1998 года.
Очень часто автомобили рождались в предельно сжатые сроки. Так, в 2002 году FIA наложила вето на участие в «Дакаре» грузовиков со среднемоторной компановкой, обеспечивающей хорошую развесовку и устойчивость. Камазовский грузовик был как раз таким. Но самая большая сложность состояла в том, что об этих нововведениях стало известно всего за полгода до старта. В краткие сроки был создан боевой спортивный грузовик Камаз 49256 с двигателем мощностью в 830 лошадиных сил.
Рождался он в муках, после каждого испытания с полигона машину увозили на трале. И только за несколько часов до отправки команды на «Дакар» погрешность была найдена и устранена. В итоге, автомобиль прошел проверку на прочность, принеся камазовцам очередное дакаровское золото.
Еще через год команда «КАМАЗ-мастер» совершила новый качественный скачок, создав новую модель спортивной машины. Камаз 4911 стал боевым автомобилем, не имеющим аналогов по проходимости, маневренности и динамике.
История побед спортивного автомобиля поражает регулярностью завоевания золотых мест. Вот некоторые его победы:
Ралли Востока – Каппадокия – 2003 (1 место)
Дезерт Челлендж 2003 (1 место)
Телефоника – Дакар 2003 (1 место)
Дезерт Челлендж – 2004 (1 место)
Ралли Востока – 2004 (1 место)
Оптик 2000 Тунис 2004 (1 место)
Телефоника – Дакар 2004 (1 место)
Телефоника – Дакар – 2005 (1 место)
Дезерт Челлендж 2005 (1 место)
Дезерт Челлендж – 2006 (1 место)
Лиссабон-Дакар – 2006 (1 место)
Дезерт Челлендж – 2006 (1 место)
Дезерт Челлендж – 2007 (1 место)
Дезерт Челлендж – 2008 (1 место)
За уникальные технические и эксплуатационные качества его нарекли «летающим грузовиком». И действительно, в руках таких мастеров, как пилот Владимир Чагин эта машина на скорости с легкостью отрывалась от земли, отталкиваясь от естественных трамплинов. С двигателем мощностью в 830 лошадиных сил автомобиль за десять секунд разгонялся до 100 км/ч.
С 1999 года традиционным испытательным полигоном для технических новшеств стало ралли «Desert Challenge» в Арабских Эмиратах, условия которого максимально приближены к дакаровским. Коллектив начал вести постоянную работу по уменьшению массы автомобиля, увеличению плавности хода и решению множества других важных задач по совершенствованию техники.
В 2007 году организаторы «Дакара» вновь изменили технические требования, предъявляемые к участвующим в гонке грузовикам, несколько смягчив их. В частности, стало возможным немного сместить назад двигатель, чем команда «КАМАЗ-мастер» и воспользовалась, улучшив развесовку и маневренность автомобиля, а также увеличив плавность хода. Однако, облегчение в одном повлекло за собой ужесточение в другом: были предъявлены новые требования к серийности. Если раньше, чтобы спортивный грузовик прошел омологацию, достаточно было выпустить с конвейера пятнадцать подобных машин, теперь требовалось - пятьдесят в течение двух лет. Поэтому вновь за основу новой модели был взят автомобиль, выпускаемый камским автогигантом для нужд армии.
На исходе 2007 года появился на свет Камаз 4326VK.
О добросовестности подхода к созданию машины свидетельствует один лишь факт: новый камазовский боевой грузовик первым прошел омологацию в своем классе. Предъюбилейный КАМАЗ-4326 VK, воплотивший все самые лучшие наработки команды доказал свой потенциал сначала на этапах чемпионата России, а затем и на «Дакаре 2009».
В 2016 команда «КАМАЗ-мастер» презентовала спортивный грузовик капотной компоновки. Решение о создании новой машины было принято исходя из растущей тенденции по использованию автомобилей капотной компоновки во внедорожной спортивной дисциплине.
В мае 2018-го был создан автомобиль с индексом Камаз 43509.
За 2019 год машина претерпела серьезную модернизацию: оптимизированы рабочие процессы двигателя, что позволило снизить дымность отработавших газов без ухудшения динамических свойств, усовершенствованы магистрали и элементы впускной и выпускной систем, уменьшено усилие на рулевое колесо, произошла перекомпоновка внутреннего оснащения кузова и оптимизирован центр тяжести автомобиля.
В 2019 году автомобиль принес победу экипажу Эдуарда Николаева на ралли «Дакар».
В честь 30-летия команды «КАМАЗ-мастер» автомобиль заиграл новыми цветами ливреи, призванной подчеркнуть технологичность спортивной линейки «КАМАЗ» и обозначить развитие команды в тренде эры цифровых технологий.
В июле 2021 года была завершена большая работа по созданию нового спортивного грузовика семейства К5 – Камаз 435091.
Совершенно новый спортивный грузовик вобрал в себя весь опыт выступлений предыдущих лет. Изменённый облик кабины станет частью заводской маркетинговой программы продвижения нового семейства грузовиков ПАО «КАМАЗ» на международном и внутреннем рынке грузовых автомобилей.
При разработке и конструировании новой машины конструктора «КАМАЗ-мастер» руководствовались предстоящими изменениями в техническом регламенте FIA, который принимается для планируемого с 2022 года грузового зачёта Чемпионата мира по внедорожным ралли.
Все фото и материалы взяты из открытых источников.