1980 год. 42-х летний Ричард Бойл, оставивший молодость во Вьетнаме, а после побывавший во многих других «горячих точках», уже будучи журналистом, испытывает финансовые трудности. Взяв с собой своего приятеля, диджея по прозвищу Доктор Рок, Бойл отправляется в Сальвадор, где, судя по слухам, затевается заварушка.
Начинается всё вполне забавно, чуть ли не как приключения гонзожурналиста Хантера Томпсона, известного в основном благодаря фильму «Страх и ненависть в Лас-Вегасе». Однако воспоминания о Сальвадоре очень скоро сменяются необычным контрастом реальности, где безмятежная жизнь с легкодоступными удовольствиями оказывается в самом эпицентре гражданской войны, где беззаконие плавно становится нормой.
Перед тем, как Оливер Стоун прославился с выстрелившим в прокате «Взводом», в том же 1986 году, десятью месяцами ранее он выпустил свой третий фильм – «Сальвадор», которым, по сути, и заложил собственную традицию снимать кино с ярко выраженными политическими мотивами.
Сценарий «Сальвадора» частично соткан из реальных случаев, частично – из воспоминаний журналиста Рика Бойла, с которым Стоуна свёл Рон Ковик. И конечно же, из творческих исканий самого режиссёра, который начинал как сценарист.
В «Сальвадоре» чувствуется именно молодой Стоун, который ещё не стал снимать «политически прилизанное» кино, здесь автор вполне себе выражает разочарование в политических решениях, предпринимаемых его страной, сочувствует бедным левым, на которых пытаются вешать все грехи, и нещадно клеймит военную хунту.
Критики не напрасно отмечали великолепный дуэт двух Джеймсов – Вудса и Белуши. Поскольку герой Вудса становится своеобразным нервом этой истории – погружаясь в самую гущу сенсационных событий, он при этом сохраняет своё цинично-ироничное игривое отношение ко всему окружающему, словно бы не соприкасаясь с реальностью, чтобы не пускать внутрь себя тот экзистенциальный ужас, который она может внушать.
Бойл не теряет своего бодрого настроя даже в самые критические моменты, когда оказывается перед лицом смерти. Куда сильнее по нему бьют потери, поскольку его друзья и те, кому он симпатизирует, становятся жертвами беспредела правительственного режима. Бойл попадает под прицел ввиду того, что его репортаж всё больше кажется теряющим объективность, поскольку происходящее вокруг становится для него личным. И даже обманчивый счастливый финал с чудесным спасением в итоге завершается на трагической ноте. Герои мчат в закат, но государственный порядок снова одерживает победу над человечностью, разводя персонажей по разные стороны баррикад.
Понять настроения режиссёра можно. Вместе с реальным Бойлом он критикует пассивность правительственных чиновников, и хоть и выводит «плохих парней» в лице некоторых персонажей, однако здесь при явных антипатиях удаётся сохранить на экране некую обезличенность войны. Поскольку кровь, по большому счёту, проливается не столько от поступков неких конкретных людей, а в большей степени от решений, принимаемых издалека, в которых основной интерес - чистой воды экономика
Рекомендуется к просмотру – ибо не самая популярная работа Оливера Стоуна, но очень качественная. Здесь нет преисполненных пафоса драматичных сцен в духе его более позднего творчества, однако некоторые моменты всё-таки вызывают сильные эмоции. Ну и конечно же, Джеймс Вудс – актёр здесь солирует, и он попросту изумителен. Не просто так был отмечен номинацией на «Оскар».
А что вы думаете о фильме? Поделитесь своим мнением в комментариях.