Найти в Дзене

Рубенс в Истре: успеть в последний день выставки (Музей Новый Иерусалим)

Вид через стеклянную перегородку в одном из залов выставки "Под знаком Рубенса. Фламандская живопись XVII века из музеев и частных собраний России", Музей Новый Иерусалим, г. Истра, Московская область
Вид через стеклянную перегородку в одном из залов выставки "Под знаком Рубенса. Фламандская живопись XVII века из музеев и частных собраний России", Музей Новый Иерусалим, г. Истра, Московская область

В декабре 2022 года в Истре (МО) в Музее Новый Иерусалим открылась выставка работ фламандских художников под общим названием «Под знаком Рубенса». Живопись XVII века представлена полотнами выдающихся мастеров того времени.

Музей занимает особое место среди картинных галерей Московской области. Он находится в пешей доступности от Новоиерусалимского монастыря, и удачно вписан в ландшафт красивой парковой зоны. Сюда приятно приезжать и в морозные зимние и теплые летние дни для совершения прогулок, наслаждения панорамой местности, для раздумий и поиска духовного спокойствия.

Но сам музей абсолютно самостоятельная точка притяжения. Богатая постоянная коллекция живописи, гостеприимная музейная зона, большие залы, регулярно обновляющиеся временные выставки, приятные сотрудники музея.

Поэтому сам музей посещаю 2-3 раза в год, а для прогулок приезжаю намного чаще.

На этот раз поводом стало окончание выставки (до 14 мая 2023 года), которую давно хотелось посетить. Фактически, за 2 дня до завершения экспозиции увидеть работы Рубенса, Брейгеля, Йорданса, ван Тильборха, де Воса – это найти вдохновение и заручиться «творческой поддержкой» сквозь века.

Корнелис де Вос. Молодая женщина в платье с гофрированным кружевным воротником. Собрание Валерии и Константина Мауергауз. Изображение: фрагмент картины. Выставка "Под знаком Рубенса. Фламандская живопись XVII века из музеев и частных собраний России", Музей Новый Иерусалим, г. Истра, Московская область
Корнелис де Вос. Молодая женщина в платье с гофрированным кружевным воротником. Собрание Валерии и Константина Мауергауз. Изображение: фрагмент картины. Выставка "Под знаком Рубенса. Фламандская живопись XVII века из музеев и частных собраний России", Музей Новый Иерусалим, г. Истра, Московская область

Хотелось бы отметить, что выставка прекрасно оформлена в двух больших залах музея, которым предшествует хронология, исторические вехи развития фламандского искусства. Отдельно на стенах уже в самих залах размещены краткие справки о художниках и направлениях, например, «эффект Рубенса», караваджисты, Брейгели, Верхахт.

Питер Брейгель Младший. Перепись в Вифлееме. Собрание Валерии и Константина Мауергауз. Изображение: фрагмент картины. Выставка "Под знаком Рубенса. Фламандская живопись XVII века из музеев и частных собраний России", Музей Новый Иерусалим, г. Истра, Московская область
Питер Брейгель Младший. Перепись в Вифлееме. Собрание Валерии и Константина Мауергауз. Изображение: фрагмент картины. Выставка "Под знаком Рубенса. Фламандская живопись XVII века из музеев и частных собраний России", Музей Новый Иерусалим, г. Истра, Московская область
Давид Тенирс Младший. Крестьянская кермесса возле таверны в городке Перк на фоне замка "Три башни". Собрание Валерии и Константина Мауергауз. Изображение: фрагмент картины. Выставка "Под знаком Рубенса. Фламандская живопись XVII века из музеев и частных собраний России", Музей Новый Иерусалим, г. Истра, Московская область
Давид Тенирс Младший. Крестьянская кермесса возле таверны в городке Перк на фоне замка "Три башни". Собрание Валерии и Константина Мауергауз. Изображение: фрагмент картины. Выставка "Под знаком Рубенса. Фламандская живопись XVII века из музеев и частных собраний России", Музей Новый Иерусалим, г. Истра, Московская область

В залах сделано прекрасное освещение выставленных работ. Но, откровенно говоря, очень сложно ориентироваться в пространстве: много закоулков, разделителей пространства и отражающих эффектов узких зеркал в стенах. Не удалось выстроить последовательного просмотра картин. Получилось, что как будто бы мечешься от полотна к полотну и не понимаешь, почему и как от одной серии работ переходишь к другой. Поэтому не удалось почувствовать цельности выставки. Но сами картины, конечно, производят впечатление, поэтому, если вас не смущает путаница в пространстве, выставка вам понравится.

Присутствие Брейгеля Младшего и Тенирса Младшего, впечатления от которых сохранились с выставки 2021 года «Младшие Брейгели и их эпоха», разумеется, порадовало, но в целом не внесло свежего взгляда в концепцию этой экспозиции. Возможно, они несколько «затерялись» в присутствии других работ.

Стоит предупредить, что, несмотря на рабочий день, было довольно много посетителей, которых на финальный уик-энд выставки, вероятно, станет только больше.