Найти тему

Академический зачёт.

Я иду и разглядываю камень на тротуаре Николаевского проспекта. Не глядя, поворачиваю на знакомую улицу Асинкритовскую. * Со стороны Базарной площади слышится ржание лошадей. Их перебивает шарманка с известной мелодией «Прелестная Катарина». На площади создаётся временная тишина. И вот в ответ шарманщику звучит наша родная балалайка. Невольно останавливаюсь и прислушиваюсь. Ясно и чисто исполняется «Этюд В - dur» Густава Хинке. Чудеса, да и только. Музыка известного немецкого композитора жившего в девятнадцатом веке. * На, что только наши музыканты не способны. И вот опять та же балалайка. Но исполнитель уже играет музыку народной песни « Уж, как на мосту, мосточку». Это, конечно, калинов мост. Балалайка веселит, и ноги сами собой идут в пляс. * Подхожу к ограде дома купца Рунина. Деревянный дом блестит хорошо отшлифованными брёвнами, словно покрыт бесцветным лаком. Останавливаюсь и вижу на крыше ворона Ермолая. Выхожу из забытья и нахожу дом № 48 по улице Чаплыгина. * На первом этаже красивого дома находится школа искусств. Это храм музыки и художественного творчества. Небольшое крыльцо со ступеньками ведёт в помещение школы. При входе расположен стенд с наградами. Обилие кубков и других призов просто поражает. * В помещении идеальная чистота, всё блестит и сверкает. Вдоль стен расположены лавочки. Детям удобно расположиться и переодеться. Я то - же нахожу свободное место и осматриваюсь по сторонам. На стене висят картины юных художников. Довольно интересно любоваться произведения молодых авторов. На другой стене свидетельства о награждениях в деревянных со стеклом рамках. * Время 9 часов утра в концертном зале идёт разминка балалаечников. Я прислушиваюсь. Сегодня 26 апреля идёт академзачёт. * Преподаватель Юрий Николаевич Бухряков представляет своих учеников. Я ориентируюсь по «Программе выступления учащихся». За закрытыми дверями слышится музыкальная композиция «Мороженное» Эмиля Градески. Довольно приятное сочинение чешского композитора. Исполняет на балалайке молодой человек по имени Матвей. Аплодисменты. * Идёт приём зачётов, ребята работали над повышением своего музыкального мастерства. Ответственная комиссия в составе: заведующая классом народных инструментов Повольских Яна Андреевна, методист Зайцева Ирина Сергеевна, концертмейстер Бухрякова Ольга Валентиновна внимательно слушают исполнителей. Экзамены идут. Молодые люди явно волнуются, но вида не подают. * Миша удобно устроился на стуле, и его балалайка выдаёт мелодию «Золотые зёрна кукурузы» композитора Кингстейя. Музыка своеобразная присущая этому автору. Аплодисменты. * День сегодня не простой, для юных дарований. Музыканты сосредоточенны. У каждого своя любимая балалайка. Инструмент своеобразный и с виду простой. Но в руках мастера довольно, замечательный, производящий волшебные звуки. В начале восемнадцатого века балалайка имела две жильные струны. Со временем появилась ещё одна струна. Мажорное, трёхзвучье отличает её от других струнных инструментов. Звук у балалайки не громкий, но звонкий. * После небольшого перерыва экзамены продолжаются. В руки взял балалайку Максим. Объявляется соната « С - dur», композитора из Австрии. Сочинения Йозефа Гайдна в лучших традициях венского бытового музицирования. Вторая вещь, представленная Максимом, высокой комиссии был «Вальс» Александра Сергеевича Грибоедова. Исполнителю дружно аплодировали, но что решит комиссия. * Следующим по программе выступлений Дима. Он исполняет мелодии Роберта Шумана. Яркого представителя музыкального романтизма Германии. И так «Смелый наездник» Шумана. Перелистываем ноты и новый « Этюд А - dur» Павла Васильевича Куликова. Павел Васильевич писал музыкальные вещи для народных струнных инструментов. Аплодисменты Диме. А экзамены продолжаются. * На сцену выходит Макар. Он исполняет « Колыбельную Светланы» Тихона Николаевича Хренникова. Балалайка выдаёт знакомые мелодии из фильма «Гусарская баллада». Присутствующие буквально замирают от душевной мелодии. Вот тебе и балалайка любого россиянина за душу возьмёт. Но не будем забывать, инструмент сам не играет. Ещё одна музыкальная вещь «Танец» Эзра Дженкинсона. Мы тоже слегка пританцовываем. Под звуки балалайки. Кстати балалайка похожа по формам и количеству струн на монгольский музыкальный инструмент «хур». Аплодисменты Макару. * В руки берёт струнный инструмент Прохор. Он исполняет « Грёзы» композитора Андреева Василия Васильевича. Андреев вот уж подлинный русский музыкант, исполнитель на балалайке. Основатель первого струнного оркестра народных инструментов. Личность во всех отношениях известная. Музыкант виртуоз. Составил первый учебник игры на балалайке. И последняя музыкальная вещь в исполнении Прохора. На слова Сурикова Ивана Захаровича, музыка народная в обработке Виктора Владимировича Котельникова « Степь да степь кругом» Песня довольно известная про наших мужиков, зарабатывающих свой хлеб извозом. В зале слышатся аплодисменты, и мы тоже хлопаем в ладоши, поддерживая Прохора. * В фойе вместе со мной слушают музыку и юные художники. В основном молодые девочки и с ними молодой человек в очках. Звуки балалайки и их заставляли прислушиваться и ловить каждый звук. Вот она, какая наша родная русская балалайка. * Двери зала отворяются, и исполнители проходят в учебный класс. В зале водворяется тишина, идёт разбор профессионализма исполнителей. Точнее говоря, ставится определённая оценка каждому балалаечнику. * Открываются двери, и Юрий Николаевич зовёт своих учеников обратно в зал. При всей его серьёзной внешности, на его лице улыбка. Мы тоже зрители понимаем. Оценки музыканты получили положительные. * Спасибо преподавателю класса балалайки Бухрякову, он нас посвятил в таинство нот и волшебных звуков. Мы узнали многое из музыкального мира. Хорошо, когда в нашей жизни встречаются такие неравнодушные люди. Они несут в нашу жизнь любовь к нашему исконному народному творчеству и прививают любовь к прекрасной музыке.

2023 год Новосибирск.