Найти в Дзене
Политический механизм

Турецкий гамбит

Уже завтра в Турции пройдут президентские выборы, результат которых определит ее дальнейший курс — либо Анкара и дальше будет сближаться с Россией, Китаем и Ираном, либо порвет с ними и вернется к прозападному курсу.

На смотря на экономические проблемы и высокую инфляцию, еще полгода назад позиции Реджепа Эрдогана выглядели довольно таки неплохо — он оставался самым популярным политиком в стране и имел все шансы на переизбрание. Но потом случилось страшное землетрясение, которое спутало все его планы — этой ситуацией умело воспользовалась оппозиция, вызвав в обществе недовольство действующим президентом.

Благодаря медийной поддержке Запада оппозиционный лидер Кемаль Кылычдароглу разыграл свои карты как по нотам — судя по последним опросам, за него готовы проголосовать около половины жителей Турции. Так что предстоящие выборы будут очень жаркими, и кто бы на них не победил, проигравший явно не признает себя побежденным и выведет своих сторонников на улицы.

При этом нет никаких сомнений, что за турецкой оппозицией стоят Вашингтон и Брюссель — если еще в марте Кемаль Кылычдароглу говорил о важности хороших отношений с Россией, то пару дней назад он заявил о «вмешательстве в выборы со стороны Москвы». Реджеп Эрдоган не оставил эти слова без внимания и пристыдил своего оппонента, а глава МИД Турции объяснил, кто на самом деле стоит за этим заявлением:

Они поняли, что начинают проигрывать. Осознав скорое поражение на выборах, оппозиция начинает обвинять то тех, то других в своих неудачах методами, на которые их надоумил Запад.

А вот кто действительно вмешивается во внутренние дела Турции, так это США и Европа — после неудачной попытки государственного переворота в 2016 году Джо Байден сказал, что американцы сместят действующего президента «по правилам», то есть через поддержку оппозиции. И вот сейчас этот час настал, поэтому в европейской прессе поднялся целый вал публикаций, демонизирующих Эрдогана и обвиняющих его во всех смертных грехах.

Напомню, что в одной лишь Германии живет полтора миллиона турок, обладающих правом голоса — именно на них и направлены подобные публикации. Масло в огонь подливает и партия зеленых, один из депутатов которой назвал президента Турции «антидемократом», а тех, кто его поддерживает он обвинил в «отравлении политического климата в Германии».

Но есть у Эрдогана и очень влиятельные союзники, и речь сейчас идет не о России и Китае, а об огромном мусульманском мире. В свое время Реджеп Тайип взял на себя роль защитника всех мусульман, и сейчас они отвечают ему взаимностью — на днях премьер-министр Албании призвал албанскую диаспору Турции голосовать за Эрдогана, после чего с таким же призывом к боснийцам выступил лидер Боснии и Герцеговины.

Еще одной опорой турецкого президента стали тюркские государства — после землетрясения они оказывали Анкаре финансовую и гуманитарную помощь, а теперь включились и в политическую повестку. Так глава Узбекистана от имени всех братских народов поддержал Эрдогана — учитывая количество тюрок, проживающих в Турции, это станет для него хорошим подспорьем.

В то же самое время у Кылычдароглу отношения ни с мусульманами, ни с тюрками не ладятся — тут сказывается и его прозападная ориентация, и недостаток лидерских качеств. Да и «профессионализм» его команды дает свои плоды - не успев прийти к власти, представители его партии отомстили Ильхаму Алиеву за дружбу с Эрдоганом и не включили Азербайджан в свой проект «Тюркский шелковый путь». Стоит ли говорить, как на это отреагировали азербайджанцы, часть из которых имеет турецкое гражданство?

Дальнейшая судьба Турции решится совсем скоро, и если ее власти сделали правильные выводы, то они не дадут внешним силам раскачать свое общество. А такие попытки точно последуют, ведь на карту поставлено слишком много — независимая политика Анкары порядком надоела Вашингтону, который хочет вернуть своего союзника по НАТО на короткий поводок.

Турцию ожидает очень жаркое лето, и поджигатели не будут жалеть бензина, чтобы ее поджечь.