Написание "Слова о полку Игореве" датируется 1187 г.
"Летят стрелы каленые, гремят сабли о шлемы, трещат копья булатные в поле неведомом, посреди земли половецкой..."
Казалось бы, стрелы, мечи, сабли, копья...
При этом, отдалённые истоки огнестрельного оружия в виде начальных огнемётных средств поражения, безусловно, затрагиваются в "Слове о полку Игореве".
Известно, что до введения огнестрельного оружия существовала длительная эпоха применения огнемётных средств. То были машины или приборы для нанесения поражения так называемым греческим огнём или особые трубы с применением составов пороха.
Отлично известен факт о наличии у половцев средств, пражающих огнём, о которых Ипатьевская летопись упоминает за 1184 г., т.е. всего за год до похода Игоря:
"Пошёл бяше окаянный и безбожный, и треклятый Кончак со множеством половец на Русь, похупся (похваляясь) яко пленити хотя грады Русские и пожещи огнем: бяше бо обрел мужа такового бесурменина, иже стреляше живым огнем, бяху же у них луци тузи самострелении, едва 50 мужь можашеть напрящи".
О том же событии, но более подробно рассказывает историк Татищев: "Хан Кончак имел мужа, умеющего стрелять огнем и зажигать грады, у коего были самострельные туги так велики, что едва 8 человек могли натягивать и укреплены были на возу великом. Сим он мог бросать каменья в середину града в подъем человеку и для метания огня имел особый малейший, но вельми хитро сделанный. И тако той нечестивый шел с великой гордостью..."
Несмотря на применение огнеметных средств половцы были разбиты, "нечестивый" взят в плен со своими снарядамии приведен к киевскому князю Святославу.
Но почему же на Руси не было тех огнеметных средств, которые так широко были распространены на Востоке?
Отсутствие огнеметных средств с использование греческого огня всецело объясняется тем, что у нас не было месторождений нефти. Вряд ли это является весомым аргументом, учитывая, что половцы привлекали знатоков огнеметного дела со стороны. Что мешало сделать тоже самое русским?
Были ли огнеметные средства, основанные на применении пороха, на Руси?
Наши известные древние источники упоминают лишь об огненных стрелах и то, в документах, относящихся к более позднему времени.
Но широкое применение огнеметных средств на Востоке заставляет предполагать о наличии их и у русских. Основанием для такого предположения является древнерусское название смаговница. У Даля и у Кочина смагой называется огонь, пламя, дым (но не нефть), а смаговница, по Далю, означает первое огнестрельное, но не огнеметное оружие. Не исключена возможность, что до появления огнестрельных орудий смаговницы по самой сущности названия были огнеметными.
Очевидно, что древнерусские князья, сталкиваясь в боях с огнеметным оружием, хорошо знали его, но о применении такого оружия русскими ратниками известные нам источники ничего практически не сообщают.