Здравствуйте, уважаемые Читатели и Подписчики!
Для начала хотелось бы немного поговорить о клоуне как о популярной метафоре к которой очень-очень часто обращаются многочисленные деятели культуры. Особенно на западе. Эта метафора может быть выполнена тонко и со вкусом, а может банально, и крайне пошло. В любом случае на сегодняшний день образ так называемого "грустного клоуна" является неотъемлемой составной частицей массовой культуры (как в хорошем, так и в плохом смысле). Это знают все. Но вот о чём известно далеко не всем, так это о том, что этот выразительный персонаж (клоун со слезинкой в глазу) имеет глубокие литературные корни. Как мне кажется, исток этого героя кроется в романе "Человек, который смеётся" глубоко уважаемого мною французского писателя Виктора Гюго, который очень тонко вскрыл в нём социальную несправедливость на фоне исторических аспектов в Великобритании.
Но постойте. Причём здесь тогда, чёрт возьми, немецкий автор Генрих Бёлль и его "Глазами клоуна"? Притом, что концептуально, как мне кажется, его книга (Бёлля) это в некотором смысле продолжение романа Гюго; тот самый пример, когда образ бунтующего клоуна выдержан на ура. Да и вообще, это одна из лучших прочитанных мною книг!
Для начала зайдём со стороны - поговорим о сюжете. Что здесь скажешь? Сюжет не блещет хитросплетёнными интригами и неожиданными поворотами. Поэтому если для Вас ЭТО главное, то даже не думайте браться за чтение "Клоуна" - ничего из ранее названного Вы не найдёте. В качестве основы книга Бёлля использует поток сознания - особый метод изложения, когда центром сюжета являются не внешние события и происходящее вокруг, а главный герой - его мысли, чувства, размышления (как ответная реакция на то, что происходит с ним по ходу истории). Поток сознания используется в "Записках из подполья" Достоевского, "Над пропастью во ржи" Сэлинджера, "Падении" Камю, "Голоде" Гамсуна, "Тошноте" Сартра и многих других книгах. Это попытка нестандартных героев осмыслить различные стороны жизни.
"Ужасно боюсь разговаривать с полупьяными немцами определенного возраста, они всегда заводят речь о войне, считают, что все это было здорово, а когда напьются окончательно, выясняется, что они – убийцы и ничего «особенно плохого» в этом не видят". (с)
Сюжет концентрируется на любопытном, и одновременно трагичном моменте истории - Германия после разгрома во Второй мировой войне. Что происходило с немецким обществом после того, как Красная Армия разгромила "обыкнoвeнный фaшизм"? Образовались два государства - ГДР и ФРГ. Наш герой находится во втором. В нищете и разрухе, расставшись с любимой девушкой, он работает профессиональным клоуном - развлекает отребье всех социальных слоёв (от высших до низших). Будучи думающим и искренним человеком, наш клоун с тоской наблюдает за вчерашними сторонниками геноцида, которые уже сегодня переобулись в "честных американофилов". Вообще, герой замечательно проходится своим орлиным взором по вероломности западного общества - католические церкви, политиканы, дикий капитализм, американофилизм - всё это очень впечатляет.
"На одном из маминых приемов я познакомился с одним партийным деятелем, который заседал в Комитете по борьбе с проституцией, а сам шепотом жаловался мне на нехватку шлюх в Бонне". (с)
Кроме того, книга интересна и с исторической перспективы, по крайней мере тем, кто вообще интересуется историей и в частности историей Германии. Вам будет очень любопытно прочесть о внутренней сумятице послевоенной ФРГ; начале "преображения" тогдашней западной Германии в то, что мы видим сегодня - полное отсутствие суверенности. Но это что касается политики, истории, экономики и т.п. Сама-то книга на самом деле очень личная. Всё предыдущее - лишь фон для раскрытия боли глубоко чувствующего, одинокого человека на фоне социальной несправедливости и отсутствия близких по духу людей. Отец - "гуманный эксплуататор"; начальник - просто эксплуататор; люди вокруг - фaшиcты, переобутые в церковные облачения; любимая девушка - предательница.
"Мы оба знали, что другие люди во всей своей ограниченности только реалисты, глупые, как все марионетки: тысячу раз они хватаются за свой воротник и все же не обнаруживают нитки, на которой пляшут". (с)
А посему в самом конце книги наш герой, устав от повседневной суеты, и болезненной рефлексии, слегка прихрамывая после тяжёлых трудовых будней, пошёл на вокзал, чтобы хоть един единственный раз забыться и от души сыграть на гитаре; наверное, для самого себя...
Книга, конечно, достаточно тяжёлая и позитивной её явно не назовёшь. Некоторые называют её немецким "Над пропастью на ржи", и хоть мне по душе роман Сэлинджера могу сказать, что книга Бёлля понравилась мне намного больше. Она более глубокая что ли, с расширенным кругом социально-политических аспектов нашей жизни. Также не могу не отметить запоминающийся язык автора - красочные, точно прописанные метафоры заставляют прочувствовать боль нашего загримированного под клоуна философа-бунтаря. Чем-то напомнило мне Леонида Николаевича Андреева - великого Русского классика.
Завершая наш обзор, хочу также подметить, что, по моему мнению, "Глазами клоуна" Генриха Бёлля - один из лучших немецких романов. Рекомендую прочитать эту замечательную, пусть и депрессивную книгу Всем, ибо это яркий образец глубокой литературы с остро выраженным социально-реалистическим и психологическим подтекстом.