Найти тему
Воронцова вещает

"85 лет конвойной службе": интервью с тремя поколениями конвоиров Самарской области

Фото: Царьград
Фото: Царьград

Юбилей работников охранно-конвойной службы МВД России стал отличным поводом пообщаться с теми, кто оказывает непосредственную помощь по обеспечению функционирования системы судопроизводства. О профессии конвоира, проблемах со спецконтингентом и многом другом, с точки зрения трех поколений сотрудников конвоя, читайте в материале Царьград.

Любому известно, что задержать преступника – задача сложнейшая. Но и сделать всё для того, чтобы злоумышленник не сбежал из-под стражи, тоже далеко не просто. Все же у охранно-конвойной службы есть масса своих профессиональных тонкостей. Именно о них нам рассказали ветеран – Владимир Головинский, заместитель командира батальона Владимир Григорьев и старший полицейский конвоя Станислав Мусалиев.

Почему конвойная служба?

Владимир Головинский всю свою жизнь работал в системе. Первые шаги в карьере правоохранителя он начал в 8 управлении в Казахстане, а в 1994 году перевелся в Самару и работал в ГАИ. Выслужив и в звании, и в должности, он понимал, что нужно было расти. Поэтому, когда ему предложили должность в конвойном батальоне, он согласился не раздумывая. Сначала перешел на равнозначную должность, став замкомандира по работе с личным составом, а спустя примерно полгода его назначили командиром батальона.

Я не мечтал с детства стать конвоиром. Просто так сложилось, ведь чаще всего перемещение в органах так и происходит. Человек ищет, где ему лучше, перемещаясь по службе с целью повысить свой статус в органах, получить высшее звание,

- объясняет свой карьерный путь Владимир Головинский.

Заместитель командира батальона – начальник отделения отдельного батальона охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых УМВД России по городу Самаре Владимир Григорьев закончил школу милиции и попал на службу в УФСИН. Он успел поработать и в колонии и в учебном заведении, где работал до 2013 года. Уволившись, поработал на гражданке и в 2018 году восстановился, но уже в органы полиции - в конвойную службу.

Разница между конвойной службой УФСИН и МВД конечно есть. Ведь в системе исправления контингент – это осужденные, а в конвойоном батальоне контингент практически тот же самый, но при этом они еще только подозреваемые либо обвиняемые. Судом в отношении них вина не доказана,

- отмечает Владимир Григорьев.

Сержант полиции, старший полицейский (конвоир) 2 взвода 1 роты отдельного батальона охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых Управления МВД России по городу Самаре Станислав Мусалиев учится на юридическом и пришел на службу совсем недавно. Он только начал делать свои первые шаги, при непосредственной поддержке Владимира Николаевича Григорьева. Но при этом, молодой конвоир отмечает, что служба ему интересна и он привык к определенным трудностям.

Изменилась ли конвойная служба с годами?

По словам ветерана службы Владимира Головинского, контингент меняется, как и сама жизнь и совершаемые гражданами преступления:

Раньше один конвоир мог конвоировать 5-7 подозреваемых. Никто никуда не бежал, не вел себя по хамски и не беспредельничал в конвойном помещении.

По его словам, сейчас очень много хамов, но скорее случайных, а не криминальных – много молодежи, которая попадается за распространение наркотиков и не имеет никакого понятия о криминальном мире. Раньше в этом плане порядка было больше как раз среди контингента. Сейчас же более 50% обвиняемых и подозреваемых за наркотические статьи. Ветеран Головинский отмечает, что раньше 228 статья УК РФ была очень редкой, а сейчас втягивают молодежь, которая сначала думает что это быстрые и лёгкие деньги. Ну а потом они только начинают понимать, какие сроки им светят. А сроки там очень большие

Среди самого спецконтингента – наркотическая статья – не уважаемая. К ним относятся с пренебрежением,

- отмечает Владимир Григорьев.

Заместитель командира батальона поделился, что буквально на днях в Кировском районном суде Самары был оглашен приговор шестерым наркосбытчикам. Среди этих 6 осужденных была одна девочка, которой исполнилось 18 лет в январе и двое несовершеннолетних: 2005 и 2006 года рождения.

Что тут сделаешь? Дали им большие тюремные срока за распространение группой лиц Родители плачут, они сами плачут. А ничего не сделаешь. Закон есть закон. Они когда ввязываются, не понимают, что это преступление. При чем тяжкое, за которое сроки огромные.

Бывает ли конвоирам жалко преступников?

Отвечая на вопрос, Владимир Головинский подчеркивает, что процесс профессиональной деформации есть у всех. Он приводит в пример хирургов, отмечая, что они не испытывают жалость к пациентам так как это их работа:

Если он будет испытывать жалость к пациенту, он только навредит. Так и у нас. Когда много лет работаешь, уже не до эмпатии. Ничего личного – это работа. Там есть и люди оступившиеся, а есть и закоренелые преступники, которых ни на йоту не жалко.

Почему подозреваемые опаздывают на свои суды?

Заместитель командира батальона Владимир Григорьев объясняет, что доставка спецконтингента - это не доставка самоката или доставка пиццы.

Хочешь не хочешь, но определенная процедура должна быть соблюдена. И если ее не соблюсти, может случиться побег или ЧП.

Прежде чем получить спецконтингент, конвой обязан их досмотреть на наличие каких-либо запрещенных к хранению предметов. Это обязательно прописано в наставлении к служебной деятельности. Прибыв в суд, передав обвиняемого другому конвою, который находится в суде, они тоже должны их досмотреть. Помимо это есть внутренний этап –самарское СИЗО №1 является пересылочным. И в связи с железнодорожными путями и возникает проблема в том, что поездом надо отправлять уже осужденных отбывать наказание на этап в колонию. Например, осужденных привозят из Москвы, так как, к примеру, прямого поезда на Север нет. Их разгружают здесь в Самаре в СИЗО №1 и они ждут другого поезда. Когда другой поезд идет их вывозят с СИЗО и загружают в вагоны.

Такие проблемы были. Мы приезжаем с утра, звоню начальнику изолятора и говорю, что мне нужно получить людей, чтобы развести их в суды. А он говорит: «Мне нужно на этап на железную дорогу отправить. У меня приказ генерала. Ждите». И весь конвой стоит и ждет, когда их выведет конвой ФСИН.

Только после этого конвоиры начинают осуществлять погрузку подозреваемых и обвиняемых. А в связи с тем, что по городу Самаре у конвоя 17 адресов доставки, включая областной суд, 2 военных, 10 районных и остальные мировые суды. В среднем конвой развозит по судам 85-90 человек в день и использует от 7 до 9 машин, особенно если у них есть следственные действия и проверка показаний на месте.

Даже 80 подозреваемых/обвиняемых развести, да ещё так, чтобы все приехали к одному и тому же времени – очень сложно. А ведь в СИЗО дверь одна и все 80 обвиняемых/подозреваемых должны через нее пройти,

- отмечает Григорьев.

Коллегу поддерживает и Владимир Головинский. По его словам, ничего не меняется. Когда он пришел в 2008 году, конвой конвоировал в день в среднем 40-45 человек. Иногда доходило и до 100 человек в день. Ведь вывести 80 человек, досмотреть, передать от одного конвоя к другому, погрузить в машины, которые загружают по очереди - это время:

Если первая машина к судебному заседанию ещё успеет, а вот последняя точно нет. Ведь суды разбросаны по всему городу. Даже если бы мы к каждому суду закрепили машину, все равно бы не успевали вовремя. Потому что какая-то машина поедет первой, а какая-то последней.

Неоднократно проводились рабочие встречи с сотрудниками ФСИН, МВД и судов и задавали этот вопрос о задержках. Головинский на пальцах объяснял, что к чему. Сотрудники ФСИН также объясняли, что у них есть свой регламент, а у конвоя МВД свой регламент. Судебное заседание на 9 утра, а конвою надо получить людей, досмотреть, погрузить и по утренним пробкам доставить.

Доставить вовремя всех в суд – нереально. Хотя в приоритете всегда, конечно, Самарский областной суд.

"Делай как я" или как учат быть конвоиром

В Тюменском институте повышения квалификации сотрудников МВД России появилась кафедра организации деятельности охранно-конвойных подразделений органов внутренних дел. Там учат как работать со спецконтингентом именно сотрудникам полиции. На кафедре создали модуль ИВС, модуль зала судебного заседания, модуль конвойного помещения, модуль "автозака" и даже вагон для спецконтингента. И вот тех кто приходит на первоначальную подготовку, там обучают. С Урала там обучается 5-6 регионов. А вот на базе Нижнего Новгорода, где обучаются самарские полицейские, пока такого нет.

Мы обучали новых сотрудников по-принципу – делай как я. При чем это не всегда хорошо. Потому что в первую очередь нужны фундаментальные знания. Когда в СССР я пришел на службу у нас была одна учебка на весь Союз. Туда собирали всех сотрудников именно для обучения по профилю. Потом система немного ослабла, так и начался принцип "Делай как я",

- делится опытом ветеран.

Какими качествами должен обладать конвоир?

В отличие от сотрудников ППС, ДПС или следователей, сотрудники конвоя работают изначально с людьми, которых подозревают в совершении преступления, отмечает Владимир Головинский. По его словам, сотрудники конвоя находятся под постоянным моральным и психологическим давлением. Ведь преступники сейчас стали "грамотными". Знают все свои права, знают, что можно и нельзя.

Было такое дело, "черных риелторов", где обвиняемые очень уж знали свои права и добились компенсаций за условия содержания через Европейский суд по правам человека,

- поддержал коллегу Владимир Григорьев.

Работа по словам всех троих собеседников, не из легких. Она тяжелая и опасная. Ведь часто приходится взаимодействовать с людьми, которые больны ВИЧ, СПИДом, туберкулезом, а это всегда страшно. Поэтому, в первую очередь, конвоир должен быть выносливым и стрессоустойчивым.

Проносит ли спецконтингент "запрещенку"?

Конвоирование  происходит по общим коридорам зданий суд. И если вовремя не убрать всех посетителей в коридоре, при этом коридор тесный, всегда родственники пытаются передать "запрет".

Все суды приспособленные для передачи запрещенных предметов. Исключение - построенный Ленинский и Железнодорожный суды, в которых отдельный лифт со входом и Самарский областной суд. А передают что угодно: телефоны, сим-карты, лезвия, дрожжи, канцелярские ножи. Иной раз удивляешься "хитрости" этих передавальщиков.

Ветеран Головинский отмечает, что в части "запрещенки" трудности составляют расхождения внутреннего порядка систем МВД и ФСИН. По его словам у ведомства ФСИН находящимся в СИЗО преступникам разрешается при себе иметь одноразовые станки, в которых есть лезвия. В силу малого веса лезвия, металлоискатель не может его обнаружить.

Сделать из лезвия орудие нападения – не проблема. Преступники еще те умельцы. Им выдается сухпай, в которых есть пластмассовые ножи и вилка: запаял, вставил лезвие – пожалуйста, настоящее оружие для нападения. Им это разрешено иметь при себе. А в ИВС это иметь при себе нельзя. Но они же получают это в СИЗО, где им это иметь разрешено. А этим лезвием можно вполне вспороть себе вены или живот, чтобы устроить шоу.

Однажды судили группу преступников в областном суде и они устроили массовое членовредительство. Их было 12 человек и одновременно нанесли себе порезы, что было изначально согласовано с родственниками и СМИ. При этом информация в интернете появилась раньше, чем они нанесли себе повреждения. Поэтому, из-за регламента ФСИН мы не можем им запретить или отобрать у них эти "игрушки".

Мне интересно, как проходят судебные процессы и сама работа. Я уже вникаю в суть работы. У нас много молодежи работает. Да, уже сталкивался с тем, как подозреваемому пытались передать телефон. Но ничего, справился,

- улыбаясь, говорит старший полицейский конвоя Станислав Мусалиев.

Какой график у конвоиров?

Как рассказывает Владимир Григорьев, конвой работает 16-19 часов в сутки. Сотрудники прибывают на службу к 7 утра, к половине 8 они вооружаются, экипируются, встают на развод. В 8 часов у них заканчивается инструктаж и по назначенным нарядам убывают для получения спецконтингента и приема конвойных помещений суда. Заканчивают службу тогда, когда суд закончит работать.

Иногда судебные процессы идут и до 7, и до 9 вечера. Даже был случай, что оглашение приговора завершилось в 2 часа ночи. А чтобы сдать спецконтингент – отдельная история. Заехать туда очень сложно – машину нужно досмотреть, досмотреть обвиняемых, всех по одному.

Работает конвой 5 дней в неделю. По субботам отдельный наряд дежурств – вывоз в ИВС на избрание меры пресечения.

Намного проще работать конвою в Тольятти. У них всего три суда и одно СИЗО,

- добавил Владимир Головинский.

-2

Поздравление ветерана, командира отдельного батальона охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых УМВД России по г.Самаре Владимира Ивановича Головинского с 85-летием образования охранно-конвойной службы МВД России:

В этот праздничный день хочу поблагодарить действующих сотрудников за отличную, пусть и не легкую, службу. Желаю крепкого здоровья, семейного благополучия и дальнейших успехов в профессиональной деятельности. Молодым сотрудникам, которые только делают первые шаги в профессии, хочу пожелать терпения. Ведь мы сами выбираем свой путь, пробуем и учимся. Не твое? Всегда можно уйти. Нравится – служи и чти закон. Ведь охранно-конвойная служба – это неплохая школа для дальнейшего роста.