Наверное, не будет преувеличением сказать, что нет человека, не слышавшего бы имя Сальвадора Дали. Знаменитый испанский живописец, режиссер и писатель эпатировал публику при жизни, а после смерти остается одним из самых обсуждаемых художников ХХ века. Все в нем было необычно, все вызывало интерес — его картины, мебель, созданная по его эскизам, его дом и внешний вид, его личная жизнь и страстный роман с Гала.
Впрочем, кажется, что мальчика с полным именем Сальвадор Доменек Фелип Жасинт Дали-и-Доменек, позднее получившего от испанского короля придуманный специально для него титул маркиза де Дали де Пуболя, вряд ли могла ждать рядовая судьба.
Сальвадор родился 11 мая 1904 года в Фигерасе, в довольно обеспеченной семье нотариуса. По собственным воспоминаниям, в детстве он был смышленым, но совершенно неуправляемым. Своего он добивался, капризничая, и в любой ситуации старался привлечь к себе внимание и выделиться. Дали был закомплексованным ребенком, с трудом находившим контакт с другими детьми, а потому играл роль эпатажного чудака, чтобы сверстники заметили его хотя бы так. Именно в детстве берет начало история Дали-творца — учиться живописи он начинает в обычной муниципальной художественной школе.
В 1921 году в семье Дали случается трагедия — в 47 лет умирает от рака грудь мать. Сальвадор глубоко переживает случившееся. Год спустя он поступает в престижную Королевскую академию изящных искусств Сан-Фернадо и перебирается в Мадрид, где довольно быстро заводит знакомства с Луисом Бунюэлем и Федерико Гарсиа Лоркой. Для Дали это время знакомства с новыми течениями в живописи и собственными экспериментами с дадаизмом и кубизмом. Спустя четыре года обучения одаренного юношу из академии выгоняют — за характер, уж слишком пренебрежительно и высокомерно он относится к преподавателям. Дали горюет недолго — он едет в Париж, знакомится там с Пикассо, создает ряд работ под его влиянием, а в 1929 году участвует в создании Бунюэлем теперь уже легендарного сюрреалистического фильма «Андалузский пес».
В это же время происходит едва не главное событие, определившее всю жизнь художника. Дали знакомится с Галой. Гала — это псевдоним бывшей русской подданной, родившейся в Казани Елены Дмитриевны Дьяконовой. Любовница художника-авангардиста Макса Эрнста и жена поэта Поля Элюара, Гала старше Дали на десять лет. Сальвадора не смущает ни ее возраст, ни семейное положение — они сходятся, а в качестве своего рода извинения Дали пишет портрет Элюара.
Многочисленные исследователи творчества Дали сходятся на том, что без Галы он не стал бы супер-звездой. Сейчас мы бы сказали, что она обладала врожденным даром продюсера. Гала вела финансовые дела Дали, наводила порядок в его мастерской, продвигала его, находила покупателей, убеждала писать работы, понятные массовому зрителю, а когда с художественными заказами было туго, подтолкнула его работать с брендами.
Один из самых известных и успешных примеров работы Дали для брендов — дизайн упаковки «Чупа-Чупса». Поначалу конфета называлась «Чупс» и имела семь скромных вкусов. Но популярность ее быстро росла, увеличивались масштабы производства, расширялась линейка вкусов, и создатель «Чупса» Энрике Бернат понял: время скромной обертки прошло, нужно нечто оригинальное и запоминающееся, чтобы о «Чупсе» узнали все. С этой просьбой он и обращается к Дали — и меньше, чем за час, художник нарисовал ему ромашку «Чупа-Чупса» и поместил ее сверху конфеты.
С определенного момента каждое появление Сальвадора на публике сопровождалось скандалом, а каждая новая работа вызывала споры. Споры о том, чего было больше в его поведении — художественного замысла, маркетинга или проявления истинного характера, — ведутся до сих пор.
На одну из парижских лекций, организованной сюрреалистами, Дали пришел в скафандре. Эта выходка едва ли не стоила ему жизни — шлем заклинило, воздух в скафандре закончился, и художник стал задыхаться. Хорошо, что скафандр успели разорвать!
Во французской столице презентовал Дали и оригинальное устройство, которое по его проекту воплотил в жизнь инженер Лапарр — овосипед. Овосипед представлял из себя прозрачный шар, внутри которого было закреплено сидение для одного человека. Дали часто появлялся на публике в овосипеде, неизменно — разумеется! — привлекая к себе массу внимания.
В 1936 году Дали придумал пиджак-афродизиак. К смокингу на тонких соломинках крепилась почти сотня стаканчиков с мятным ликером и мертвыми мухами, а вместо манишки использовался бюстгалтер.
Велик соблазн воспринимать Дали только как эксцентричного бонвиана, но все-таки он еще и автор сотен произведений, ставших культовыми.
Одна из самых известных и скандальных работ Дали — «Великий мастурбатор», отражающая противоречивое отношение художника к сексу. В детстве он нашел у отца книгу с фотографиями гениталий, пораженных венерическими заболеваниями. Увиденное настолько его ужаснуло, что и став старше, Дали продолжал ассоциировать секс с гниением.
«Постоянство памяти» — пожалуй, самая узнаваемая картина художника. Сползающие на ветке часы были вдохновлены картиной плавящегося на столе под жарким солнцем сыра камамбер. Увидев законченную работу, Гала сказала, что зритель, увидев ее единожды, уже никогда не забудет.
«Сон» («Спящий») отражает особый интерес Дали к сновидениям. Известно, что художник практиковал интервальный сон: несколько раз за день он засыпал на 20 минут и, проснувшись, зарисовывал увиденное. Прототипом головы на картине стала одна из скал мыса Креус.
Скончался Дали на 85-м году жизни, в 1989 году. Его последнее желание было столь же эксцентричным, что и вся жизнь — Дали завещал похоронить его так, чтобы по могиле могли ходить люди. Это было исполнено: тело художника замуровано в пол одной из комнат театра-музея его имени в городе Фигерас.