Найти в Дзене
ЭХ, ПРОКАЧУ!

«Повторная свадьба» и самый страшный тип человека

Фильм Георгия Натансона по сценарию Евгения Габриловича и Соломона Розена «Повторная свадьба» (1975) – это самый безысходный советский фильм о любви, где присутствует тема сaмоубийства. Напомню, что к сaмоубийцам в СССР относились более, чем плохо и никогда не показывали их в качестве положительных героев. За исключением экранизаций классики, где героя «среда заела» или царизм-капитализм достал. Объяснялось это более, чем просто – при справедливом строе у человека нет и быть не может социальных предпосылок для такого шага. Тем более – из-за любви. Кроме того, считали, что cyицид – проявление слабости, а в СССР не потакали капризам нервических барышень. Да, ещё кое-как сие прощалось поэтам, даже пролетарским. А тут – красивая и крепкая девушка-телеграфистка бросается из окна гостиницы лишь потому, что возлюбленный …вернулся к законной жене. И симпатии авторов (не говоря уже о зрителях) на её стороне. Невозможно смотреть без боли. Простая, но чувствительная Лида (Наталья Егорова) не обм

Фильм Георгия Натансона по сценарию Евгения Габриловича и Соломона Розена «Повторная свадьба» (1975) – это самый безысходный советский фильм о любви, где присутствует тема сaмоубийства. Напомню, что к сaмоубийцам в СССР относились более, чем плохо и никогда не показывали их в качестве положительных героев.

Постер к фильму «Повторная свадьба» (1975). Кинопоиск.ру.
Постер к фильму «Повторная свадьба» (1975). Кинопоиск.ру.

За исключением экранизаций классики, где героя «среда заела» или царизм-капитализм достал. Объяснялось это более, чем просто – при справедливом строе у человека нет и быть не может социальных предпосылок для такого шага. Тем более – из-за любви. Кроме того, считали, что cyицид – проявление слабости, а в СССР не потакали капризам нервических барышень.

Кадр из фильма Повторная свадьба» (1975). Скриншот.
Кадр из фильма Повторная свадьба» (1975). Скриншот.

Да, ещё кое-как сие прощалось поэтам, даже пролетарским. А тут – красивая и крепкая девушка-телеграфистка бросается из окна гостиницы лишь потому, что возлюбленный …вернулся к законной жене. И симпатии авторов (не говоря уже о зрителях) на её стороне. Невозможно смотреть без боли. Простая, но чувствительная Лида (Наталья Егорова) не обманывает, когда произносит, что Илья - это смысл её бытия.

Кадр из фильма Повторная свадьба» (1975). Скриншот.
Кадр из фильма Повторная свадьба» (1975). Скриншот.

При этом никакого натурализма – широко распахнутые глаза, открытая балконная дверь, кареты скорой помощи. Всё. С точки зрения обыденной и - официальной морали - всё с ног на голову! Мужчина вернулся в семью, но он – плохой. Да. Он даже не плохой – он чудовище. Неслучайно тёща говорит, что видела всяких, в том числе на войне, а самый страшный – это он, остроумный и жизнелюбивый балагур Илья (Андрей Миронов).

Кадр из фильма Повторная свадьба» (1975). Скриншот.
Кадр из фильма Повторная свадьба» (1975). Скриншот.

Если не считать фашистов, предателей, убийц и так далее, этот персонаж – самый омерзительный из всех советских киногероев. Не знаю, как для вас, но для меня по жизни «звоночек», если кто-то вещает, что ко всему надо относиться с юмором. Возможно, я не права, но образ Ильи отлично ложится на мою, быть может, неверную теорию.

Кадр из фильма Повторная свадьба» (1975). Скриншот.
Кадр из фильма Повторная свадьба» (1975). Скриншот.

Постоянно кажется, что весельчак, играющий фразочками, непременно «кинет» в широком смысле этого слова. Все эти мальчики «душа компании» сдуваются быстрее любых слабаков и первыми линяют. Вернее, они-то и есть главные слабаки, скрывающиеся за вуалью словес и жестов. Но вернёмся к конкретному Илье. В одной из сцен говорится, что у него – научная работа и клиника. То есть это – ещё и врач.

Кадр из фильма Повторная свадьба» (1975). Скриншот.
Кадр из фильма Повторная свадьба» (1975). Скриншот.

Медик, лишённый эмпатии – это …завуалированный убийца, и все разговоры о том, что главное – профессионализм (знания плюс руки) не катят. Главное – наполненное сердце. Человек, с безразличием относящийся к жизни и смерти, вообще не пригоден к медицине. У Ильи душа отсутствует – он чистая оболочка.

Кадр из фильма Повторная свадьба» (1975). Скриншот.
Кадр из фильма Повторная свадьба» (1975). Скриншот.

Такие персонажи часто обладают внешним, то есть не глубинным обаянием, умеют говорить, знают правильные обороты и - болевые точки. Они – мастера комплиментов. Они – бесы имитаций. Подозреваю, что и карьеру он сделал не работая, но беседуя, обвораживая, короче, треплясь. Но как только жизнь их сталкивает с цельными людьми, вся шелуха слетает очень быстро.

Кадр из фильма Повторная свадьба» (1975). Скриншот.
Кадр из фильма Повторная свадьба» (1975). Скриншот.

Тот же Илья с ходу не понравился нормальным ребятам – Васе и Асе. Они его тоже бесят. Мешают. Посмотрите, как герои Игоря Костолевского и Марины Дюжевой закрываются при виде Илюши. Как вариант – иронически смотрят на него. Они «не пропускают» в себя тот сладенький яд, который впрыскивает симпатичный болтун, приехавший мириться с женой.

Кадр из фильма Повторная свадьба» (1975). Скриншот.
Кадр из фильма Повторная свадьба» (1975). Скриншот.

Самая жуткая сцена – это когда Илюша открывает шампанское в тот момент, когда все узнают, что из отеля выбросилась некая девушка. Все в оцепенении, а этот произносит какой-то заготовленный трюизм, что, дескать, на Земле каждый час умирает 3000 человек и в полной тишине наливает себе полный бокал. Недрогнувшей рукой.

Zina KorZina (c)