Школу я закончила в Киеве. Это были безоблачные советские времена в 70-х - начале 80-Х. Все мы тогда дышали воздухом разумности и стабильности социума. А вырастая в условиях, где нас постоянно зазывали заниматься во всевозможные кружки, секции, студии, у нас складывалось убеждение, что стоит только захотеть... все зависит только от тебя самого. И все за счет государства, для нас и ради нас. У меня сомнений не было, что во всяком творческом начинании меня обязательно поддержат. А уж будучи школьной активисткой, я напрочь тогда не видела никаких препятствий для творца. А препоны - это что-то из времен дореволюционных. Революция освободила творческий потенциал народа от ярма царского гнета со всяким там крепостным правом. Мы в украинской школе отлично знали историю крепостного Тараса Шевченко, его ночные занятия рисованием в Летнем саду Санкт-Петербурга, пока барин спал. А уж как Тараса выкупали художники из российской академии художеств, по достоинству оценив его талант - непревзойденная история.
Особенно поразила меня история художницы-самородка Катерины Белокур из Полтавской губернии. Тема урока литературы. Ее время приходилось сразу после Октябрьской революции. Но, ей также пришлось пойти на большие жертвы воплощая свой талант. Что меня очень поражало. За то, что Катерина проводила долгие часы за рисованием, односельчане считали ее одержимой дьяволом. Под давлением окружения родители Катерины также не одобряли ее малюнки. Ей приходилось прятаться, рисовать по ночам. Может по этой причине, она так и не создала свою семью. Уже потом, когда круг общения вышел пределы села, Катерину поддержало сообщество художников.
Да, думала я, революционные преобразования не сразу докатываются до глухих сел. Но, в современное время такая травля невозможна. Так что у детей в эпоху развитого социализма с самореализацией все было в порядке. Вот в таком настрое я пребывала, пока меня саму не одолела бацила творчества. Все было в порядке, пока мои идеи витали вокруг темы повторить бабушкины кулинарные шедевры дома на кухне. Родители и друзья только радовались.
Но, когда творческая идея погнала меня дальше и вышла за рамки привычного окружения, вдруг стали сгущаться тучи и звучать возражения, и все громче и громче: то из семьи - что не похожа на других и хочу чего-то не от мира сего; а то сотрудники стали коситься - что не остаюсь с ними допоздна на посиделках. И, вообще, зачем мне все это надо? Ах, как же я переживала... до болезни.
Сейчас, уж не одно десятилетие позади, и я знаю, что подобное сопротивление - проявление стереотипов, которые вне времени. Присутствуют во все времена. Меняются лишь формы. Социализм-ли, или капитализм махровый - разницы нет. И счастье, если в семье есть взаимопонимание и тебя поддерживают с самого начала. И не только на словах.
К моим годам я уже имею не одну историю столкновений на почве творчества. А мои открытость и желание поделиться часто даже усугубляли ситуацию. Особенно, когда споры происходили в семье.
Одна из таких историй - я целое лето валяла в снятом мужем для машины гараже. Благо там стоял рассладной хозяйский стол, а сразу за гаражами лес, куда я периодически бегала на перекур. В 2012 г. мы с мужем переехали поближе к его родственникам. Из Москвы в подмосковье. Тогда я валяла уже несколько лет и приступила к проведению мастер-классов в студии. И конечно же нужно было готовиться к мастер-классам. Не в ущерб домашней работе, конечно же.
Но, этому воспротивилась бабушка - не должно заниматься бесполезным в ее представлении занятием. И вообще, она глава семьи и решает кому чем заниматься в доме. Шло время, консенсус никак не наступал какие бы разъяснения, уговоры, компромиссы мной не предлагались. Так и пришлось уйти в гараж. Режим был тот еще. Как только муж уходил на работу и я управлялась с домашней работой, я заваривала термос, брала хлеб (варенье было в гараже постоянно) и уходила до конца дня. Возвращалась вместе с мужем, когда шел с работы. Какое-то время все было спокойно, но потом начала подниматься шумиха. Наша бабушка стала просить мужа проверить, чем это я в гараже занимаюсь. Ведь гаражи - это место, где постоянно толпятся мужики. И не важно, что гаражи просматриваются прямо из окна бабушкиной квартиры, а мои приглашения прийти посмотреть процесс валяния игнорировались. Это же не огород, чтобы так этим заниматься. Да, для бабушки, как ребенка войны, именно огород был квинтэссенцией благополучия. И ничего тут не поделать.
Через пару месяцев мы с мужем переехали подальше, сняв квартиру. Зимой уже валяла в тепле. Но, большего понимания так и не наступило. Правда, шума стало поменьше.
Вот что меня удивило - было-то мне к этому времени за 40 уже. И это не первая история. Разница только в том, что ранее я жила ближе к своим, а не мужа родственникам.
Получается, что все дело во мне - это я выпала из стереотипного поля. Сейчас мне кажется, что я слишком много времени отдала соединению того, что не соединяется. Всегда, особенно с годами, хочется большего взаимопонимания с родными.
Благо сейчас есть социальные сети, чтобы искать и создавать сообщество единомышленников. Благодарю.