Найти в Дзене
Яркие люди

7 книг о театре

«Театр абсурда» Мартина Эсслина
Театровед, критик, драматург и переводчик Мартин Эсслин, по происхождению венгерский еврей, рос и учился в Вене, а затем перебрался в Англию, где писал о театре и вел популярнейшие радиопередачи. Живя в Париже в 1950-е годы, он влюбился в делавшую первые шаги драму абсурдистов и написал о них знаменитую книгу. На Западе она вызвала бурную полемику, а затем стала учебником, в русском же переводе вышла относительно недавно. Именно Эсслин ввел понятие «театр абсурда», объединив под ним таких разных драматургов, как Сэмюэл Беккет, Эжен Ионеско и Жан Жене. Глубокий анализ их пьес сочетается в его книге с блестящей попыткой вписать театр абсурда в вековую традицию. Время лишь подтвердило правоту его оценок. «Пустое пространство» Питера Брука Один из важнейших режиссеров XX века, в 1968 году Брук написал одну из самых захватывающих книг о театре. В четырех главах он рассказывает о том, чего не принимает («Неживой театр»), чем восхищается («Священный театр», «Г

«Театр абсурда» Мартина Эсслина
Театровед, критик, драматург и переводчик Мартин Эсслин, по происхождению венгерский еврей, рос и учился в Вене, а затем перебрался в Англию, где писал о театре и вел популярнейшие радиопередачи. Живя в Париже в 1950-е годы, он влюбился в делавшую первые шаги драму абсурдистов и написал о них знаменитую книгу. На Западе она вызвала бурную полемику, а затем стала учебником, в русском же переводе вышла относительно недавно. Именно Эсслин ввел понятие «театр абсурда», объединив под ним таких разных драматургов, как Сэмюэл Беккет, Эжен Ионеско и Жан Жене. Глубокий анализ их пьес сочетается в его книге с блестящей попыткой вписать театр абсурда в вековую традицию. Время лишь подтвердило правоту его оценок.

«Пустое пространство» Питера Брука

Один из важнейших режиссеров XX века, в 1968 году Брук написал одну из самых захватывающих книг о театре. В четырех главах он рассказывает о том, чего не принимает («Неживой театр»), чем восхищается («Священный театр», «Грубый театр») и что делает сам («Театр как таковой»). Будучи свидетелем расцвета театральных систем Антонена Арто, Ежи Гротовского и Бертольта Брехта, Брук судит о них как практик, пропуская их опыт через свой, иллюстрируя множеством примеров из виденных им спектаклей. Последняя глава — идеальное чтение для тех, кто хочет понять, что такое режиссер и как он взаимодействует с актером.

«Шекспир — наш современник» Яна Котта

Ян Котт, польский театральный критик, театровед и политический активист, читает Шекспира глазами современника (книга вышла в 1964 году): сквозь призму философских идей и политических событий своего времени, сопоставляя с Беккетом и Ионеско, но самое главное — сквозь опыт собственной жизни. Он оказал большое влияние на театральную практику; найденные им аналогии между событиями шекспировских пьес и XX веком позволили режиссерам, в первую очередь Питеру Бруку, поставить ряд новаторских спектаклей.

«Эстетика перформативности» Эрики Фишер-Лихте

Профессиональные интересы немецкого театроведа Эрики Фишер-Лихте очень широки: от древнегреческой трагедии до средневекового и барочного театра. В книге «Эстетика перформативности» Фишер-Лихте описывает новую форму — перформанс, фиксируя совершившийся в искусстве «перформативный поворот». Его важнейшие характеристики — активное взаимодействие между исполнителем и зрителем, слияние автора и исполнителя, спонтанность представления и автореферентность, то есть обращенность автора на себя, а не на текст-первоисточник, как в традиционном театре. Все это оказало сильнейшее влияние на современный театр и, шире, на многие социальные и культурные процессы.

«От Бедного театра к Искусству-проводнику» Ежи Гротовского

Гуру европейской сцены, создатель знаменитой «Лаборатории», проповедник идеи Бедного театра поляк Ежи Гротовский — самый закрытый из всех режиссеров XX века. Его эксперименты с актерской психофизикой уникальны, но от легендарных спектаклей 1960-х осталась лишь пара любительских видеозаписей. «Оголенный актер в Бедном театре — вот формула, которую мы принимаем», — писал Гротовский. Понять, что за ней стоит, нам помогает сегодня только эта книга, составленная из его размышлений, комментариев к спектаклям, интервью, лекций и описаний тренингов.

«Эстетика отсутствия» Хайнера Гёббельса

Книга современного немецкого режиссера, композитора и педагога Хайнера Гёббельса включает в себя его статьи, лекции и манифесты разных лет. Гёббельс размышляет о своих музыкально-театральных постановках, обсуждает творчество учителей (Роберта Уилсона и Жан-Люка Годара) и учеников. Все работы объединены общей темой — утверждением новой театральной «эстетики отсутствия». У Гёббельса отсутствуют основные элементы классического спектакля — герой, сюжет, тема, единое пространство сцены, а порой и актер; наступает освобождение от диктата режиссера, и зритель сталкивается сам с собой.

«Работа актера над собой» Константина Станиславского

Книга, в которой под конец жизни, в 1938 году, Станиславский изложил свою знаменитую систему, — библия русского психологического театра. Это первое в истории систематическое исследование тайн актерского творчества, попытка овладеть секретом вдохновения и научиться им управлять. Используя занимательную форму диалогов между учениками и учителем, Станиславский объясняет законы переживания и технику воплощения при создании роли. В российских театральных вузах эта книга до сих пор остается главным учебником актерского мастерства.