Сергей Александрович, сейчас у нас есть приднестровский конфликт, который политически не урегулирован. И нейтралитет являлся гарантом будущего урегулирования этого процесса. Между тем, мы видим сосредоточение украинских войск уже не в первый раз вблизи молдавских границ на Приднестровском участке и завидное «молчание» руководства МИД Молдовы, которое не может дать внятную трактовку тому, что происходит. Как власти Молдовы должны реагировать на то, что вблизи наших границ сосредотачиваются группы украинских войск?
Сергей Михеев: Если бы властям Молдовы было до этого дело, они должны были бы как минимум выразить обеспокоенность, озабоченность и т.д. Но смысл в том, что они действуют в другой парадигме, а парадигма эта абсолютно силовая. Американцы сделали ставку на обострение конфликтов, и в этой ситуации военная операция против Приднестровья рассматривается ими как один из вариантов. То есть, создание дополнительной проблемы для России: через украинские вооруженные силы, может быть, военную операцию против Приднестровья. Тем более, что в Приднестровье большой склад боеприпасов еще с советского времени. Да, какая-то часть из них вышла из строя, какие-то вполне могут быть украинской армией использованы. А у нее есть серьезная нехватка в боеприпасах, они ей нужны.
Поэтому рассматривает ли Запад теоретически, да и практически, как один из вариантов захват Приднестровья через военную операцию? Да, рассматривает. В этом случае молдавские власти должны просто молчать. А что им обещано? Я думаю, им обещано решение приднестровской проблемы уже не в рамках имеющихся документов, а де-факто через силовой обмен. Они должны молчать, делать вид, что ничего не замечают, а, если надо, от них потребуют оказать помощь, но взамен им скажут: «Мы вам вернем Приднестровье». Вот, собственно, и всё.
Очевидно, что рано или поздно СВО на Украине закончится, но межгосударственные отношения между Молдовой и Россией должны будут развиваться дальше планомерно, поступательно. Сейчас мы слышим антироссийскую риторику от представителей молдавской власти. Понимают ли они, что совершают большую ошибку? Потому что Россия всегда была стратегическим экономическим партнером нашей страны. 12 мая очередная годовщина подписания Соглашения между Молдовой и Россией о партнерстве и сотрудничестве, которое было подписано 20 лет назад президентом Ворониным. Почему такую риторику избрали и не понимают того, что важность экономических и иных связей с Российской Федерацией должна быть во главе угла?
Сергей Михеев: Я думаю, американцы дают такие указания. Вот, собственно, и всё. Американцы дают всем указания поставить крест на отношениях с Россией. Что говорить о Молдове, если они принудили к этому Германию? Если они принудили к этому целый ряд европейских стран, которым было очень выгодно поддерживать экономические отношения с нами, взорвали газопровод «Северный поток - 2»? Какая там Молдавия? Про это речи никакой нет! Это все ерунда. Я думаю, план, по которому покупают молдавскую власть, очень простой: сейчас военное решение приднестровского конфликта, присоединение Приднестровья, а затем интеграция в состав Румынии или конфедерация с Румынией и через это попадание в Евросоюз. Мне кажется, все очень просто. Именно так они будут пытаться действовать, если у них это будет получаться.