Найти в Дзене
Легкое чтиво

По приборам под шторкой

Оглавление

Сначала, на заре летной карьеры, когда ты еще молодой, необстреленный воробей, с только что появившимися в одном месте перьями, полеты по приборам под шторкой, мягко говоря, не по душе. Скучно.

Ну как скучно. Тебе ж хочется виражи, бочки, перевороты, петли! А тут пилишь себе потихонечку три пирожка в час. Но это только, товарищи, кажущаяся скукота. На самом деле полет по приборам под шторкой куда более интересней пилотажа.

Именно при полете по приборам под шторкой у летчика развивается пространственное мышление, умение представить в голове не только пространственное положение самолета в воздухе, но и его местоположение относительно аэродрома и границ пилотажной зоны, если говорить о пилотировании в пилотажной зоне, относительно посадочного курса, при заходе на посадку.

Про шторку

Для читателя, который не знает и не понимает что значит под шторкой, краткий экскурс. На фотографии ниже над заголовником дуга голубого цвета. Это и есть та самая шторка в положении "открыто". Судя по имеющимся на "Яндекс картинках" фотографиям, шторку в положении "закрыто" никто в мире не фотографировал. Ну да и фиг с ним.

Фотография из открытых источников для иллюстрации
Фотография из открытых источников для иллюстрации

Таким образом, как говорил один из наших преподавателей: "Запишем под запись" - шторка в самолете Л-39( а именно о нем мой рассказ) - совокупность устройств и механизмов предназначенных для ограничения видимости летчику линии естественного горизонта. Так себе формулировочка. Это я сам только что придумал.

Как используют шторку

Летчик-инструктор, находящийся в задней кабине, исходя из задания на полет, с помощью специальной рукоятки, приводит в действие шторку (закрывает шторку летчику, сидящему в передней кабине), после чего пилотирование летчик в передней кабине осуществляет исключительно по приборам.

Основная задача такого упражнения - тренировка летчика в заходе на посадку по приборам с использованием радиотехнических средств навигации и систем посадки в различных режимах.

Упражнение это может выполнятся и самостоятельно. В этом случае в тренировочном полете по приборам под шторкой, летчик самостоятельно закрывает себе шторку и выполняет полет, ориентируясь на показания приборов. При этом высота закрытия и открытия шторки зависит от типа полетного задания и уровня подготовки летчика.

Под шторкой в пилотажной зоне

В пилотажной зоне летчик под шторкой может отрабатывать различные элементы полета. Это снижение и набор высоты,пикирования и горки с углом 20 гр. развороты и виражи.

При полете с инструктором задание несколько сложнее. Вот здесь то и начинается самое интересное. Особенно когда полетное задание предусматривает отключение некоторых приборов.

Кроме перечисленных выше элементов отрабатываются так же вывод самолета из сложного положения и вывод самолета в горизонтальный полет из непонятного положения.

Фотография из открытых источников для иллюстрации
Фотография из открытых источников для иллюстрации

Все эти положения тоже условно можно разделить на две категории, если можно так сказать. Здесь, товарищи летчики, можно много спорить и дискутировать, но я подчеркиваю, что разделение по неким категориям лишь условное, хотя как иначе?

Так вот, если непонятное положение оно и в Африке непонятное, то сложное положение несколько проще именно по этому и возникают некие подразделения. Короче говоря сложное положение может быть восходящим и соответственно нисходящим. Ну это уже я в дебри залез из которых может выпутаться только майор Блинов и то не сразу.

Подытожив вышесказанное можно с большой долей вероятности применить высказывание типа: "Тут Остапа понесло". А посему, как поговаривал наш командир роты, на сим и закончим.

С выключенным АГД

Одним из наиболее сложных упражнений является скорее всего и до сих пор полет по дублирующим приборам под шторкой. Основная сложность такого полета заключается в своевременном определении момента отключения летчиком-инструктором основных приборов. Этот критерий в значительной мере влияет не только на оценку полета, но и на качество выполнения полетного задания проверяемого.

Здесь нужно понимать, что летчик готовился именно к этому виду и психологически и морально готов к тому, что в любой момент времени инструктор может отключить АГД (прибор показывающий положение самолета в пространстве, а именно углы тангажа и крена). И главное слово здесь "готовился".

Фотография из открытых источников для иллюстрации
Фотография из открытых источников для иллюстрации

Дело в том, что когда ГОТОВИШЬСЯ, значит ждешь этого события, а значит и определить момент, когда АГД перестал работать можно достаточно быстро. Другое дело, когда этого не ожидаешь!

Тут я задумался на секунду. А зачем я все это разъясняю? Кому эти подробности интересны? Летчики и побольше моего знают, и скорее всего найдутся те, которые смогут и не такие подробности рассказать. А человек, который не знаком с темой все равно не поймет. И таких любопытных не так много. А если кого действительно интересует эта тема, то можно задать вопрос в комментариях или написать мне на почту. Тьфу ты ежкин кот, опять понесло Остапа! Короче суть изложения ясна, я думаю.

Заход на посадку

Ладно. Будем считать, что из самого непонятного в мире положения вывести удалось и осталось только зайти на посадку и собственно выполнить посадку. Не забываем, что летчик летит по дублирующим приборам и под шторкой. Эх! Веселуха!

Опять же давайте определимся, что скорость и высоту показывает верно и статика с динамикой работают исправно. Инструктор отключил только АГД. То есть тангаж и крен обучаемый летчик контролирует, используя дублирующие приборы.

Технику пилотирования при таких обстоятельствах расписывать не буду. Помню только, что шарики в голове работать начинают буквально чуть ли не до судорог. Особенно, если еще и курсовые приборы отключены (я имею в виду ГМК). Тут и группе руководства попотеть приходиться. Ну согласитесь, товарищи летчики, интересное упражнение!

РБЗ: "-285 влево крен 15 тридцать пять секунд"

Летчик: "-285 выполняю влево крен 15 тридцать пять секунд"

Летчик "-285 прямая 1800"

РБЗ: "-285 прямая, занимайте 1200"

Летчик "-285 понял прямая 1200" - и тут начинается работа у пилота. Как в той песне у смешариков. У пилота есть работа, он летает самолет.

Короткими двойными движениями летчик переводит самолет на снижение, устанавливает нужную вертикальную, расчетные обороты, включает секундомер.... Ну вы поняли....

Это я такими темпами КТЗ напишу для группы руководства.

После посадки

А после посадки, после любого полета курсант, обучаемый догоняет летчика-инструктора и в установленной форме просит получить замечания по полету и анализирует полет.

Я помню, когда был молод, как комэска говорил, что самые любимые полеты для него это полеты по приборам под шторкой, а я не понимал почему.

Но прошло время. Я стал командиром звена. Ко мне тоже пришло понимание того, что полеты по приборам под шторкой тоже могут быть интересными.

Кто, что думает на этот счет? Делитесь в комментариях!

Рекомендации к прочтению:

Про солдатскую песню

Про летную документацию и ее пользе

По заклепкам и болтам Полеты на полигон