В своём дворе Честер был совсем другим.
Я не знаю, как так получилось. Повторюсь: щенок от общественной дачной собаки. Так сказать, сам пришёл на наш дачный участок. То есть обдуманного решения заводить собаку у меня не было. Собака сама завелась. А дальше уже чувство ответственности, что ли. Не бросишь же собаку, которая вроде бы уже твоя?
Всех предупреждаю сразу: ничего умного или полезного тут нет и не будет. Ни в отдельно взятой статье, ни в целом на канале. Пенсионерка, по совместительству немного риэлтор, ведет свой дневник и излагает свои мысли. Некоторым кажется, что излагает коряво, да и мысли то-так себе. Нередко вдаряется в какие-то идиотские воспоминания, кому они нужны. Нуднятина, одним словом. Дальше можно не читать и не тратить на меня своё драгоценное время, особенно на комментарии.
Ну и - доброе утро всем! Доброе утро, клуб!
Честер переехал домой скорее как компаньон для сына. И что они во дворе вытворяли и с сыном, и с его друзьями! И за двором тоже. Детей пёс любил, и они его.
Подъезжаю к дому, к калитке подбегают соседские мальчишки лет десяти.
- Тёть Люд, а Честер выйдет?
Вот чест слово, этот вопрос до сих пор в ушах звучит. Открываю калитку, говорю:
- Честер, иди, к тебе друзья пришли.
Уйдет, с детворой набегается, домой приходит. Короче, в первое время я Честера как серьёзную охрану дома не воспринимала. А потом случилась пара моментов, когда собаку свою я зауважала.
В гости должен был заехать сосед по даче, тот самый, рядом с которым Честер на даче вырос и прекрасно этого человека знал. Я замок на калитке открыла, дачному соседу позвонила и сказала, что дверь открыта, подъедешь, открываешь калитку и проходишь в дом.
Звонок в телефон:
- Ну и как я должен войти?
Глупейший вопрос!
- Ну, как? Ногами! Тянешь на себя калитку, открываешь её, перешагиваешь ногами через порог и идёшь в дом!
А дачный сосед мне опять:
- Ты надо мной смеешься или издеваешься? Как я во двор зайду? Меня Честер не впускает!
Не поверила. Честер настолько хорошо этого человека знал, на даче к нему в дыру в заборе нырял, кота своего в гости туда носил, а тут вот так?
Честер сидел напротив открытой калитки. Сосед пытается в нее войти - у Честера шерсть на холке дыбом и зубы скалит. Молча. Когда я позже это увидела - да, страшная морда с тяжёлым взглядом. Не шутит. Сосед ногу собирается переносить через порог калитки - Честер угрожающе приподнимается и рычит. Сосед делает шаг назад - Честер садится напротив калитки и ждёт дальнейших действий. Так и не впустил во двор человека, которого прекрасно знал... Пока я во двор не вышла. Я к калитке подошла, калитку распахнула - всё, сосед, входи без проблем! И Честер вокруг него приветственно-радостно скачет и издаёт много звуков, про жизнь свою рассказывает. А сосед обиделся...
Ах да, это был пёс-болтун. Уйма звуков, У-А-ЫЫ-ООО!!! Скулил, рычал, что-то горловое, но никогда не лаял. Угрожающе рычал и обнажал клыки. А обыкновенного собачьего лая я от него за всю жизнь ни разу не слышала. Даже думала, не волк ли случайно его отец. Не умеет лаять собака.
Так вот, после того, как Я РАЗРЕШИЛА дачному соседу войти во двор, сосед на Честера обиделся. Вот ты, Честер, какой, получается. Мы с тобой на даче так лучшие друзья, а тут ты мне зубы показываешь! А Честер этому человеку после моего разрешения войти был искренне рад. Разговоры свои разговаривал... Но это - только после разрешения.
В следующий раз Макс с друзьями гоняли мяч на улице, и одному из друзей захотелось пить. Мальчишка этот у нас дома столько раз ночевал, и во дворе друзья Макса тусили без проблем. Макс дал другу ключ от калитки, чтоб тот сбегал напиться. История повторилась. Честер не впустил человека, которого прекрасно знал. Не лаял, не бросался. Садился напротив калитки и показывал зубы. И ворчал. С хозяином - да, заходи, можно. Без хозяина - нет. А кто знает, что у тебя на уме?
Никто никогда не учил этого пса охранять двор. Откуда в нём было вот это? Если вдуматься - беспородный пёс от бродячей собаки, а вот поди ж ты, как сам выводы о своих обязанностях сделал!
... У мамы начиналась деменция. То есть это теперь я думаю, что это такое было. Тогда - нет, не понимала. Тогда думала, что это просто мамин характер... Вот такой, сложный. Он же всю жизнь у мамы был сложный. А тут мама стала уходить из дома, не закрывая замков. Решит, что ей надо погулять, оделась и пошла. Деменция - такое дело, она не грипп. Это грипп такой, вчера ничего не было, а сегодня с утра хоп и 38, и лежишь в постели. А через неделю проходит. А деменция, она подкрадывается незаметно. И потихоньку все хуже и хуже... Рядом с тобой вроде всё тот же разумный человек, но сначала обостряются у этого человека черты характера. Увы. не в лучшую сторону. Кажется, что это просто возраст так дает о себе знать... А мама всегда была уверена в своей правоте и всегда пыталась (надо признать, безуспешно) заставить окружающих жить так, как ей казалось правильным. Вот решила мама, что ей надо отправиться на прогулку. Это полезно для здоровья. Макс в школе или на тренировке, я - по делам уехала. Приезжаю домой, входная дверь в дом - нараспашку, калитка - нараспашку, заходи, кто хочешь и бери, что хочешь. Если бы не Честер, который, увидев открытую дверь, мгновенно занимал свой сторожевой пост напротив калитки, наверное, не раз бы у нас попёрли вещи и со двора, и из дома. Говорить с мамой по поводу её прогулок и открытых дверей было бесполезно. "Я закрывала!", "В калитке тугой замок, я с ним не справляюсь!" и "А я гулять хочу, я не обязана тут взаперти сидеть и ждать, пока кто-то из вас домой соизволит вернуться!"
И при всей очевидной собачьей разумности мама Честера тихо ненавидела.
Помните, в нашем советском прошлом была расхожая фраза: "два мира - два образа жизни"? Само собой, только наш, советский образ жизни был единственно правильным. Вот так и у нас с мамой... Два мира - два образа жизни.
Вот это помните? "Два мира - два детства", "Два мира - два плана"...
Только мамин мир был единственно правильный... Не осуждаю я маму. Просто мы были из разных миров. Несовместимых. И когда я сейчас задумываюсь о своём детстве, о предках, о роде своём, то многое становится более понятным. Но об этом сейчас не буду.
Просто для меня Честер был надёжным другом. Я тебя, пёс, больше никогда не оставлю одного, зимой, на даче. Я поделюсь с тобой тёплым домом и едой. Ты никогда не будешь замерзать и голодать. Я сделаю для тебя всё, что в моих силах. И Честер вел себя по отношению к мне и к Максу так же. Честер был, вот верите, какое-то надёжное собачье плечо друга рядом. Делал всё, что в его силах. Надо в глухомань на остров? Поехали. Даже через большую реку.
"Не бойся бодливых быков! Я рядом."
Не нападал. Становился между мной и предполагаемой опасностью и показывал зубы...
Надо развлекать сына и его друзей? Запросто. Ты не разрешала этому человеку войти в наш двор? Пока ты не скажешь, что можно войти, никто сюда не войдёт!
А для мамы собака была просто собакой. Глупой собакой. Через всю свою жизнь мама пронесла понятия, которые были заложены в неё её же предками. Животное должно приносить пользу. Животное не может быть другом. Животное должно давать молоко или мясо, как может быть другом тот, кого ты в итоге съешь? Если собака должна охранять двор, то она должна сидеть на цепи. Какая польза от собаки, если он шляется за двором, играя со всеми подряд, а потом нажрётся до отвала и спит в коридоре? Зачем нужна такая собака? Спать? Жрёт хозяйские харчи и потом дрыхнет без задних ног. Конечно, дармоед! Люда, собака должна сидеть во дворе на цепи! А мы вообще могли обойтись без собаки, потому что у всех соседей во дворах по овчарке.
Посадить Честера на цепь мама не могла, и выгнать со двора тоже не могла. Поэтому старалась... пнуть.
Место у Честера было в углу коридора. Никому не мешал... Я кручусь на кухне. Мама заходит на кухню, ест, потом идет к себе в комнату. Мимо собаки. Честер совершенно не мешает. И так уж получилось, что я потихоньку иду за мамой. Не тороплю её, просто она очень медленно идёт, и я сзади потихоньку. Мама меня не видит, равняется со спящей собакой, тормозит рядом с ним и пытается пнуть Честера ногой. Пёс далеко, мама не дотягивается... Мама размахивается ногой сильнее и снова не дотягивается... Мама делает очередной просто олимпийский какой-то размах ногой в желании дотянуться до собаки и всё-таки пнуть дармоеда, теряет равновесие и падает на пол. Начинаю поднимать маму с пола, а она мне:
- Вот видишь? Я упала из-за этой собаки! Собаку надо выгнать из дома! А тебе собака дороже матери!
Вот и смех, и грех... Мама, я всё видела. Ты упала не из-за собаки. Ты упала из-за того, что твои мир - вот такой.
И вот если бы было можно попросить небеса вернуть одну собаку, я бы не раздумывала. Честера.
Жаль, прожил очень недолго. Оказалось - врожденная патология сердца. Ветврач сказал - у него просто огромное сердце... Из-за этого у Честера началась водянка... Я не знаю, как бы пережила его уход, если бы какие-то собачьи боги в последние полгода жизни не подсунули мне на обочине дороги в размокшей картонной коробке крохотного щенка...
И началась другая история. Да, боль от расставания с одной собакой может приглушить только другая собака. Как когда-то сказал маленький Макс:
- Нельзя всё время думать о той собаке, которой уже нет, когда рядом столько собак, которым плохо. Ты можешь помнить свою любимую собаку всегда, и это вовсе не предательство, если какой-то еще собаке можно подарить хорошую собачью жизнь.
Только я никогда не буду покупать себе породистого щенка. Потому что Честер же тоже был беспородный. Самый неказистый щенок от полубродячей дачной собаки.