В начале своей эпохи кинематограф представлял собой интерес в самой трансляции через экран жизнь в разных уголках и временах мира. Поэтому по большей части все съёмки представляли собой хронику. Для примера, в России по приблизительным оценкам С. Гинзбурга игровых фильмов былов в 5-7 раз меньше чем хроникальных.
Первым игровым фильмом в России, снятый по сценарию режиссёра, а не по копировании театральных пьес (как это было принято в начале развития кинематографии) был "Стенька Разин".
Факты о фильме:
- Снят на озере Разлив под Санкт-Петербургом, где позже будет скрываться Ленин.
- Вместо княжны Стенька Разин высоко поднимает над головой и сбрасывает в воду искусно сделанный манекен. Это самый известный из самых первых спецэффектов в русском кино.
- Масштабная массовка в 150 человек.
- Была развёрнута большая рекламная компания, выпуская специальные афиши, в которых подробно объяснялось все новаторство захватывающего зрелища.
- Сюжет фильма повторяет народную песню об атамане, который бросает персиянку «в набежавшую волну».
- Гончарову отказали в юридической защите авторского права в Союзе драматических и музыкальных писателей по причине того, что «Союз выступает против развития кинематографа, потому что его существование наносит непоправимый вред театральному искусству».
- Фильм введёт волну подобных кинолент,снятых по мотивам знаменитых рассказов и пьес.
Стоит отметить, что кинематограф для артистов того времени обладал низкосортной репутацией, связанной с неестественными и неуместными кривляниями в ранних фильмах. Так же эту репутацию усиливали фильмы по мотивам знаменитых писателей и поэтов, которые извращали содержание и даже само название. Так к примеру "Вий" Гоголя в издании Никольского рынка стал "Три ночи у гроба".
Ещё одной особенностью постановки многих фильмов того времени является и то, что почти все они снятые с общего плана произведения намертво закреплялись камерой по окончанию . Бывало даже и так, что камера своё местоположение по истечению одного и начале другого фильма не меняла.
Интересным прецедентом является объединение усилий Пате и Ханжонкова в создании фильма к юбилею войны 1812 года. Одновременно в разных компаниях началось создание фильма. Но на этапе съёмок они поняли,что экономически целесообразнее будет объединить усилия. В итоге в конечном варианте одних и тех же персонажей играют разные актёры, но из-за далёких планов это обстоятельство является незначительным. Некоторые сцены были совместно досняты.
ССЫЛКИ: