Найти тему

НЕВНИМАТЕЛЬНОСТЬ РЕБЕНКА ПРИЧИНЫ И КАК ПОМОЧЬ

Оглавление

Как помочь ребенку стать более внимательным частая фраза родителей .

Внима́ние — избирательная направленность восприятия на тот или иной объект, повышенный интерес к объекту с целью получения каких-либо данных.

Виды внимания:

  1. Произвольное — то, на чем мы концентрируемся добровольно: читаем книгу, смотрим ТВ или разглядываем пейзаж за окном.
  2. Непроизвольное — громкий звук, яркий предмет в поле зрения, движущиеся объекты
-2

свойствах внимания:

  • концентрация — углубленное внимание, когда ничего другого в данную секунду не существует; сильная концентрация — это когда, заработавшись, мы не слышим свист закипевшего чайника или звонок телефона.
  • объем способность уделить внимание одной или нескольким вещам одновременно;
  • устойчивость  удержание внимания длительное время;
  • распределение рациональное управление вниманием (очень важно в процессе обучения);
  • переключение — своевременный перенос концентрации внимания с одного объекта на другой.

Многие родители когда говорят что их ребенок невнимательный, то подразумевает его неспособность что-то увлеченно делать достаточно долгое время. На самом же деле это расстройство одного или нескольких свойств внимания. Может и дисбаланс между произвольным и непроизвольным вниманием из-за незрелости волевых качеств.

Наверное, всем родителям будет интересно, что именно дает сбой у вашего ребенка. Чтобы поставить так называемый диагноз, понаблюдайте за ним. Если во время выполнения домашнего задания он часто отвлекается, постарайтесь выяснить причину:

Косится одним глазком на телевизор — произвольное внимание берет верх. Ребенок становится неусидчивым и невнимательным под воздействием отвлекающих факторов. Выключите ТВ, добейтесь тишины в квартире, попросите домашних не входить в комнату

Устает — значит, у него проблемы с устойчивостью внимания; в этом случае нужны короткие паузы.

Пишет сочинение или записывает условие задачи с ошибками — способность распределять внимание еще не сформировалась. Невнимательному ребенку трудно делать сразу две вещи (искать решение или выстраивать предложения по смыслу + следить за грамотностью). Компенсировать этот недостаток внимания можно разделением задач во времени: сначала делать одно, потом другое. В случае с задачей или сочинением — использовать черновик (концентрация на правильности выполнения), а потом переписать в чистовик (концентрация на оформлении, грамотности).

Поверхностно вникает в суть задания — недостаток концентрации. Ребенок просто не может углубиться в тему предмета или не хочет. Бывает, что отдельные дисциплины совершенно неинтересны детям. Нужно стимулировать концентрацию путем дополнительной мотивации: «Выучишь параграф — пойдем гулять».

После одного урока трудно переключается на другой — может быть, предыдущий урок так увлек ребенка, что он просто не хочет думать о
другом . Тогда поможет опять же пауза. После передышки ребенку будет легче переключить свое внимание на другие темы.

Не может держать в поле зрения несколько аспектов задания — это снижение объема внимания. Взрослый человек без труда удерживает во внимании 4-6 объектов, а дети младшего школьного возраста — всего 2-3. На объем внимания влияют два фактора — заинтересованность и уровень знакомства с материалом (отточенность действий). Если у задания есть 3 аспекта (решить правильно, придумать что-то от себя и грамотно написать), то как минимум один из них должен быть доведен до автоматизма.

Так почему же дети становятся невнимательными

Часто родители путают понятия невнимательности и лени. Но лень — это, прежде всего, скука. А невнимательность — более сложная проблема.

Она возникает из-за таких факторов:

Перегрузка. Психические (эмоциональные) и физические нагрузки могут привести к расстройству внимания. Слишком загруженный ребенок не сможет одинаково хорошо справляться с разными задачами и в принципе долго существовать в режиме цейтнота. Снизьте нагрузки по школьным предметам, если это возможно. Отмените часть кружков. Оградите ребенка от эмоциональных качелей. Также важно следить за нормальным питанием и сном

Недостаток мотивации. Прогрессивные методики продвигают идею обучения детей с помощью игры. Этот компонент повышает заинтересованность в процессе обучения, помогает быстрее и легче усвоить материал. Для детей 5-7 лет интерес к любому виду деятельности определяет конечный результат. Поэтому, если вы хотите сконцентрировать внимание ребенка на каком-то занятии, повысьте его мотивацию путем активизации интереса. Есть и другие способы — похвала, поощрение в виде сладостей, мелких подарков, развлечений.

Специфика нервной системы. Существует инертный тип нервной системы, при котором человек быстро теряет интерес к любому виду деятельности, его трудно увлечь, надолго удержать внимание. Повысить интеллектуальную лабильность можно с помощью систематизации задач, четкого расписания и изменения формата занятий в сторону более комфортного.

Болезненность. Соматические заболевания непосредственно влияют на психику: после перенесенной болезни ребенок истощен, быстро устает, у него снижены абсолютно все когнитивные функции головного мозга: память, внимание, мышление. Трудно требовать сверхконцентрации от часто болеющего ребенка: в школе он будет невнимательным, съедет в учебе, а сил на кружки не останется вовсе. Лучше на время ослабить нагрузку и дать возможность восстановиться.