В 1980-м году британская рок-н-ролльная группа Motorhead записала альбом «Ace of Spades», чуть позже признанный всеми рок-музыкальными специалистами как хэви-металлический, и даже прото-трэшевый. Этот альбом стал самым коммерчески успешным во всей биографии группы, и хоть он не добрался до «платины» даже в Великобритании, тем не менее, считается одним из самых культовых альбомов в хэви-металлическом сегменте.
Альбом Motorhead «Ace of Spades» я услышал в самом начале 1983 года, когда только-только вернулся из армии. Ну, тогда я вообще не имел представления о многих «новых» группах, которые на наших «тучах» в 70-х находились в глубокой тени, например, AC/DC, Judas Priest, Scorpions и многие другие. Я даже о группах Gillan и Thin Lizzy до армии не слышал, а в армии – тем более, потому что туда, где я служил, новая музыка практически не доходила.
Вот так же я не имел никакого представления о «Моторхэдах», хотя они изрядно прославились в мире еще до того, как меня в армию упёрли. Услышал я их только на кассетном магнитофоне на какой-то вечеринке, и, как сегодня вспоминаю, это как раз и был альбом «Ace of Spades» 1980 года выпуска. Успел я прослушать только две первые композиции, и на мой вопрос, что за группа такая, мне ответили – «Моторная голова, у нее все песни одинаковые, только слова разные».
Ну, не скажу, что бы мне эта музыка мне понравилась или не понравилась, я ведь тогда был приверженцем музыки более «высоких материй», такой, какую играли, например Led Zeppelin, Uriah Heep, Deep Purple, Nazareth, Queen, Sweet и прочие подобные. Меня больше интересовали новые альбомы Оззи, «Саббата» с Дио, Rainbow или Пола Маккартни c Элисом Купером, а какая-то невнятная группа, хоть и довольно громкая, и, судя, по музыке, техничная, меня не впечатлила, особенно если у них «всего одна песня с разными словами».
Это уже чуть позже, когда я услышал убойный альбом «Another Perfect Day» 1983 года, я вдруг заинтересовался «Моторхэдами» всерьез, тем более, что мне тогда подсунули пластинку Girlschool «Hit and Run» 1981 года, который мне вышиб мозги буквально с первых аккордов. И тогда мне сказали, что эта банда – протеже «Моторхэдов», и играет такую же музыку, что и они. Вот я и начал рыскать по всем знакомым и «тучам» в поисках всех альбомов Motorhead, до которых мог дотянуться, и сегодня она – одна из самых «настольных» моих групп, то есть даже самый неинтересный их альбом – непререкаемая классика и вне всякой критики.
Так вот, в 1983-1984 гг. я переслушал все альбомы Motorhead, которые они к тому времени записали и выпустили – штук 10, включая сборники и концертники. Ясно, что все они были разными – какие-то ударные, а какие-то не очень. Так, для меня вершиной творчества группы стал «Another Perfect Day», но хорошо расслушав «Ace of Spades», я в итоге пальму первенства отдал ему, потому что он гораздо менее хайповый и более убедительный, хотя был сделан гораздо более простыми средствами.
Вообще-то для меня «истинные» Motorhead – это период, когда группа играла своим «золотым» составом, то есть с Эдди Кларком на гитаре. Хоть последующие гитаристы тоже были неплохи, но именно гитара Эдди чисто «моторхэдовская», у него был свой собственный, сыроватый, но очень представительный стиль, с которым «Моторхэды» ассоциируются прежде всего. И когда он покинул группу в 1982-м, она все же что-то потеряла в своем саунде, хотя его, вообще-то, всегда задавал исключительно Лемми Килмистер, а не гитаристы.
Ходят слухи, что Эдди Кларк ушел из-за каких-то личных разборок внутри группы после ошеломительного успеха альбомов «Ace of Spades» и «No Sleep 'til Hammersmith», но я в это не особенно верю. Хотя Лемми все время твердил, что Motorhead – группа исключительно рок-н-ролльная, но все же ничего металлическое ему было не чуждо, а Эдди просто не был готов лабать металл, поэтому его и пришлось сменить на более «резкого» музыканта. Таким сначала был Брайан Робертсон из Thin Lizzy, а затем подвернулась «сладкая парочка» - Фил Кэмпбелл и Мик Бурстон, которые и перевели группу с рок-н-ролльных рельсов на хэви-металлические окончательно и бесповоротно.
Но вот что интересно – статус хэви-металлической группы «Моторхэды» получили не с приходом Робертсона или Кэмпбела с Бурстоном, а именно после выхода «рок-н-ролльного» альбома «Ace of Spades» в 1980 году, еще при Эдди Кларке. И когда в 1979 году в обиход был введен термин NWOBHM («Новая волна британского хэви-метала»), то новоиспеченный альбом был помещен всеми критиками именно в этот жанр, а не в рок-н-ролльный.
В принципе, и четыре предыдущих альбома тоже были туда включены, так как, по словам некоторых музыкальных специалистов, группа с самого начала своего существования продемонстрировала «свирепый, громкий прото-трэшевый стиль игры, который нравился не только тогдашним рок-н-ролльщикам, хард-рокерам и панкам, но и поклонникам хэви-металла».
Мало того, некоторые критики позже назвали альбом «одним из самых влиятельных в развитии трэш-металла». Вот так «Моторхэды» и были записаны в хэви-металлисты и даже трэшэвики, и как бы Лемми Килмистер впоследствии не возражал против этого, но вот против мнения толпы, в том числе и толпы профильных специалистов, которые сами прекрасно знают, что играет любая известная им группа, не попрешь.
А альбом «Ace of Spades» и на самом деле получился вполне себе убойным, даже убойней, чем первая замеченная рокерами пластинка группы «Overkill», появившаяся на прилавках весной 1979-го. Кстати, «Overkill» - это первый альбом группы, который был издан в Северной Америке – в Канаде, правда, только на кассете, но зато следующие два альбома того же, 1979 года – «Bomber» и «On Parole» (записанный еще в 1976-м) в Канаде уже были выпущены на виниловых дисках, попадая в США как импорт. И вот, наконец, американцы, поняв, что они тоже теряют денежки, в 1980-м выпустили очередной альбом «Моторхэдов» и у себя.
Правда, в США «Моторхэды» так и не стали явлением, и альбом «Ace of Spades» даже не попал в топ-200 «Биллборда» (№201 в приложении), а последующие альбомы так и крутились на подступах к ТОП-150. Зато в Европе группу ждал относительный успех – в британских чартах «Ace of Spades» добрался до 4-й позиции и получил «золотой» статус (100 тысяч проданных копий альбома) уже через полгода после выхода. Да и в Германии на 10-й позиции диск чувствовал себя неплохо, в Канаде он себя неплохо чувствовал на 29-й позиции, а в чартах остальных стран Европы он тоже не сильно «скучал».
В общем, альбом «Ace of Spades» стал самым настоящим рок-музыкальным явлением в Европе. И хотя на нем музыканты заработали не так много денег, как, например, те же «Зеппелины», «Скорпионсы» или «Блэк Саббаты» на своих последних альбомах, только в США продавшихся миллионами копий, тем не менее, именно «Моторхэды» выпустили чуть ли не самый культовый альбом в «народном» сегмента хэви-металла, который всякие критики обозвали прото-трэшем.
Ладно, на словах они сами так не считая, по-прежнему обзывали себя обычными рок-н-ролльщиками, но надо слушать не предвзятую сторону, а не предвзятую, то есть, не музыкантов, а критиков, которым не верится, когда они ругают альбомы, а когда хвалят – то им верится на 200%.
Так, на общем собрании критиков на портале AllMovie альбом был назван «одним из лучших металлических альбомов любой группы за всю историю и оказал значительное влияние на классику хард-рока».
Также «Ace of Spades» был внесен в книгу «1001 альбом, который вы должны услышать, прежде чем умереть». Правда, в 2020 году он занял в этой книге всего лишь 408-е место в списке 500 величайших альбомов всех времен журнала Rolling Stone, тем не менее, следует учитывать, что 407 альбомов «всех времен», которые оказались лучше, чем Motorhead «Ace of Spades» - это не так уж и много, как кажется.
Ну, а теперь давайте посмотрим, что у нас на этом шикарном «прото-трэшевом» альбоме имеется.
Сторона 1:
1). Ace of Spades (2:48) «Пиковый туз». Это самая известная песня Motorhead, одна из самых культовых песен в хэви-металле, и за 40 лет было сделано более 30 кавер-версий на нее.
2). Love Me Like a Reptile (3:23) «Люби меня, как рептилию». Шикарная песня, тут хорошо чувствуется фирменный стиль игры Фила Тэйлора на барабанах.
3). Shoot You in the Back (2:39) «Выстрелить тебе в спину». Хоть и громкий, но вальяжный, так сказать, номер, будто взятый с какого-то предыдущего альбома группы.
4). Live to Win (3:37) «Жить чтобы побеждать». То же самое, кроме того, песня прекрасно подошла бы к какому-то детскому мультфильму. Кстати, в день выхода этого альбома «Моторхэды» как раз и выступили на детском утреннем шоу Tiswas на канале ITV. Правда, играли они на том шоу не эту песню, а заглавную, тем не менее, тот факт, что британским деткам творчество Motorhead никоим образом не было противопоказано – это документально зафиксировано.
5). Fast and Loose (3:23) «Быстро и свободно». И еще одна песенка из прошлого, хотя саунд у нее почти что хэви-металлический, но основанный на блюзовых ходах. Эдди тут показывает высший класс гитарной риффовки и на ритме, и на соло.
6). (We Are) the Road Crew (3:13) «(Мы) дорожная бригада». А это уже чистый хэви-металл, песня посвящена обеспечивающей роад-команде Motorhead. Интересный момент – когда записывали эту песню, Эдди Кларк так начал ржать во время финального соло на гитаре, что оступился и упал на спину, и хотя гитары из рук не выпустил, но играть секунд десять не мог. Все это время на записи слышен шум фонящих струн – явный брак, но когда впоследствии запись прослушали, то решили оставить как есть, потому что, по мнению всех, этот «брак» придавал композиции очень «живой» колорит. Этот момент можно услышать начиная примерно с 2:20 по хронометражу песни.
Сторона 2:
7). Fire, Fire (2:44) «Огонь, огонь». Скоростной прото-трэш, есть что-то от панка, что-то от хэви-метал, но, по сути, в общем и целом композиция чисто рок-н-ролльная. Впоследствии, начиная со второй половины 80-х, на альбомах Motorhead появится довольно много подобных песен разной силы тяжести.
8). Jailbait (3:33) «Негодяйка». Песня шикарная, но явный клон одного из ранних хитов группы – «No Class».
9). Dance (2:38) «Танец». Великолепный гитарный рифф, правда, песню отнести к прото-трэшу и даже хэви-металлу затруднительно – типичный хард-рок с рок-н-роллом в основе. Одна из лучших песен на альбоме по всем параметрам. Зря все же Эдди Кларк ушел из группы – с такой поистине аристократической виртуозностью не играл ни один гитарист группы после него.
10). Bite the Bullet (1:38) «Стиснуть зубы». А вот тут намешано всё сразу – и трэш, и панк, и хард, и металл, а если вслушаться, то даже рок-н-ролл, особенно когда начинает наяривать фирменный кларковский соляк. Тоже одна из лучших вещей на альбоме, жаль, что такая короткая, видимо, у группы не оставалось времени на ее доработку, и всунули на альбом как успели.
11). The Chase Is Better Than the Catch(4:18) «Погоня лучше поимки». Очень серьезная целеустремленная тяжелая песня, слушая ее, представляется трамвай с ковбоями, мчащийся по пыльным американским прериям куда-то вдаль, а куда именно они мчатся – не знают даже сами ковбои, наверное, в земли каких-то троглодитов и циклопов, чтобы выяснить у них, где находится страна «Золото Маккены».
12). The Hammer (2:48) «Молот». Шикарнейший боевик, но тут вам никакого ни металла, ни трэша, а крутейший хард-рок, сыгранный и спетый, правда, на пределе всех возможностей.
Бонус:
13). Dirty Love (2:57) «Грязная любовь». Довольно «проходная» песня, к саунду альбома как-то не подходит, а скорее подходит к какому-нибудь альбому группы второй половины 80-х. Выходила только на сингле в 1980 году с песней «Ace of Spades».
В заключение хочу добавить еще несколько интересных фактов об альбоме «Ace of Spades».
1). Фотография на обложке была сделана не в американской пустыне, а в песчаном карьере вблизи Лондона. В день съемки небо Туманного Альбиона было не слишком солнечным, потому его пришлось нарисовать отдельно.
2). Лемми Килмистер назвал альбом по имени самой «дурной», и самой «проклятой» карты «Туз Пик», потому что надеялся, что если назвать альбом так «хреново», как он выразился, то ничего более «хренового» с ним уже точно не случится. И вообще все песни на альбоме так или иначе были посвящены картёжной тематике.
3). Альбом «Ace of Spades» (как и последующий «No Sleep 'til Hammersmith») был спродюсирован 37-летним на тот момент британским продюсером Виком Мейлом, который не пил, ни курил, ничем вредным не увлекался, в отличие от предыдущего продюсера Джимми Миллера, очень плотно «сидевшего» на самых тяжелых веществах. Интересно, что это были как раз два самых удачных в коммерческом плане диска «Моторхэдов», впрочем, все трое музыкантов впоследствии заявляли, что «тихоня» Вик Мейл очень сильно повлиял на творческие способности своих подопечных, направляя их в нужное русло.
Так, Лемми вспоминал, что продюсер научил его именно петь, а не кричать, как на предыдущих альбомах, Тэйлор был благодарен Мейлу за то, что тот заставил его играть солидно, «а не как малолетний панк». А Эдди Кларк узнал, наконец, беспроигрышную схему, по которой можно играть на гитаре более ярко и насыщенно, прилагая при этом меньше усилий.
И ЕЩЕ КОЕ-ЧТО О ГРУППЕ MOTORHEAD НА МОЁМ КАНАЛЕ:
Как Лемми Килмистер смог прожить 70 лет, ведя пагубный образ жизни?
Три самых убойных альбома «Motorhead» и менее успешные произведения группы