5,6K подписчиков

7 методов, которыми не надо пользоваться тренерам

257 прочитали

Методы, которыми не нужно пользоваться тренерам будущих чемпионов, изложены в книге, вышедшей в Белоруссии в 2002 году, "Как делать олимпийских чемпионов" Ренальда Кныша, воспитавшего двух олимпийских чемпионок по спортивной гимнастике.

Ренальд Кныш.
Ренальд Кныш.

Кныш написал, что в любом спорте широко распространены антипедагогичные и антиморальные методы тренировок, которые ломают здоровье и судьбы спортсменов и с которыми необходимо бороться. Кныш был уверен, что многие несостоявшиеся спортсмены могли бы стать значительными личностями в других сферах человеческой деятельности, но из-за безграмотных и выматывающих методов тренировок выходят из спорта морально подавленными и физически больными. Всё это происходит потому, что тренеры зачастую надеятся не на себя, а на ученика, что тот сам почувствует, что и как нужно делать, и вытянет тренера на вершины спорта, а тренеру нужно лишь своевременно нажимать на спортсмена посильнее.

1. Метод указания ошибки.

Вместо того, чтобы ученику подробно описывать, как сделать правильно, тренер лишь указывает на ошибки, таким образом у ученика в памяти остаётся образ неправильно сделанного элемента, который он обязательно повторит снова. Такие замечания можно делать годами, и прогресса не будет, если толком не объяснять, как делать правильно и заострять внимание именно на этом, а не на одном лишь указании ошибок.

Например, сделано замечание: "ты согнулся", и ученик должен для исправления выбрать: прогнуться ли ему и сколько, выпрямиться ли (но как?), отбросить ли голову, выпятить ли живот, оставить ли ноги сзади и т. д. Тренер не только не говорит, что тот должен сделать, но, конечно, и не намекает, что он должен почувствовать, не закладывает хотя бы словами никаких мышечных ощущений, не говоря уже о подводящих упражнениях или о формировании нужного положения руками.

И вот, что я вам скажу, дорогие мои читатели – я сразу себя вспомнила, когда читала об этом методе. Себя и своего сына Макса. Я ведь его вечно тюкаю именно этим методом, я постоянно твержу: "не горбись", "не скрипи зубами", "не чавкай", "не шаркай ногами"... А бедный ребёнок может и не знает, как переставлять ноги, чтобы они не цеплялись за землю, как передвигать челюстями и куда девать язык, чтобы не чавкалось, ведь оно само у него так получается, он просто не знает, как может быть иначе, а я не могу научить, не знаю, как этому учить. И вот это самое "не горбись", человек ведь не специально горбится, он просто иначе не умеет в силу каких-либо обстоятельств.

Человеку всё нужно объяснять даже вещи, которые кому-то другому покажутся элементарными и не требующими объяснения.

2. Метод пересиживания ученика.

"Не уйдёшь из зала пока не сделаешь", – говорит тренер и усаживается на скамейку. Такой метод, уверен Кныш, приводит лишь к ненависти к тренеру. В такие моменты тренер ничему не учит спортсмена, а спортсмен работает не на результат, а лишь бы поскорее уйти из становящегося ненавистным зала. При таком методе выматывается и ученик, и тренер.

3. Метод отчисления учеников.

Метод основан на том, что тренер за плохую, по его мнению, работу грозит отчислением из группы, или даже отчисляет худших, чтоб другим наука была. Тренер думает, что от страха быть отчисленным, ученик станет работать лучше. Ренальд Кныш был уверен, "что там, где страх, неминуемы травмы и болезни". В итоге у тренера остаются самые запуганные ученики, хотя они при этом и самые выносливые и, возможно, способные, но скорее всего "довольно корявые", потому что для чистой работы нужны индивидуальные тренировки и заинтересованность тренера, а не угрозы отчислением.

4. Метод оскорбления ученика.

Тут, по-моему, и пояснений не требуется, но Кныш всё же поясняет, что от постоянных оскорблений и обзываний, которые многие тренеры используют в своей работе, вдохновения у ученика не появится, и всё будет получаться только хуже.

5. Метод делай больше – всё само получится.

Чтобы всё хорошо получалось, нужно изначально усиленно работать над техникой элементов с использованием подводящих упражнений и дополнительных приспособлений. А если тупо повторять денно и нощно одно и то же в надежде, что оно со временем станет получаться лучше, то таким образом только ошибки закрепятся.

При каждом новом повторении приобретённой ошибки (которой не может не быть при самостоятельном разучивании элемента), эта ошибка будет лишь усугубляться. Создастся такой крепкий стереотип, изменить который уже не сможет никакой сверхзаслуженный тренер. Но вся работа малограмотных тренеров построена именно на этом принципе: больше заставлять делать, авось что-то получится. А получится лишь посредственный спортсмен и несчастный человек...

6. Метод оскорбления окружающих тренеров.

Оскорблять и унижать нельзя никого: ни учеников, ни других тренеров, пытаясь таким образом показать ученику, что он занимается у лучшего тренера. В описании этого метода Ренальд Кныш использует стихотворение собственного сочинения:

Людишки маленькие есть
Такие между нас,
Что оскорблять других за честь –
Считают каждый раз.
Симптом психических больных
Их мучает всегда –
Что, унижая остальных,
Они растут тогда.

7. Метод рукоприкладства.

О рукоприкладстве в спорте наслышаны наверно все, обычно начинается всё с хлопков по носкам и коленям, чтобы дать понять, что их нужно натянуть и выпрямить, а потом доходит до швыряний тапками, подзатыльников и оплеух. Но, как говорилось выше, страх не является помощником в спорте, он рождает лишь неприязнь, в лучшем случае, а то и ненависть.

  • Мои другие публикации о книге Ренальда Кныша "Как делать олимпийских чемпионов":
  • Полный обзор книги Ренальда Кныша "Как делать олимпийских чемпионов: