Выставка Екатерины Савочкиной — дважды примечательная экспозиция. Во-первых, значимый и образованный художник редко выставляет фото, сделанные на камеру мобильного телефона. Во-вторых, выставка — возвращение в публичное пространство кураторской группы Soft focus, которая на год приостановила свою деятельность после смерти своего основателя — замечательного фотохудожника Сергея Жаткова.
Сначала бегло о Soft focus. Не секрет, что «настоящие» художники слегка снобски относятся к фотохудожникам. Но именно группе Soft focus удалось своей работой — прежде всего, проектом ФотоТело, исследовавшим грани человеческой телесности, — не только поколебать священную брезгливость художников, но и еще в 2017 году добиться того, чтобы выставка екатеринбуржской фотохудожницы Татьяны Швецовой-Яперовой «Тонкие нити» прошла в святая святых — выставочном зале Союза художников. С тех пор Soft focus провел немало ярких проектов.
Именно Сергей Жатков, ушедший от нас год назад, стал прародителем выставки «FLAMMIS/МЕРЦАНИЯ: Фотография и графика Екатерины Савочкиной» (0+).
— Он был другом Екатерины и был первым, кто, глядя на ее фотографии, сказал: «Что ты ждешь? Ты же фотограф от бога!» Тогда она ему не поверила — предпочла обратить все в шутку, — говорит Ольга Конфедерат, член кураторской группы Soft focus, кандидат культурологических наук, доцент ЧелГУ. — Безусловно, это выставка Екатерины, но сегодня мы еще вспоминаем и Сергея Жаткова.
Комфортная развеска позволяет зрителю погрузиться в атмосферу снимка. Фото автора.
«Мерцания» открылись в выставочном зале Челябинского центра искусств (ул. Сони Кривой, 30), и кураторы искренне благодарны его сотрудникам за возможность провести такую выставку.
— Одна из целей нашего зала — презентация новых веяний в культуре и искусстве. Мы открыты для любых проектов, даже если они выбиваются за рамки академического искусства, — поясняет Людмила Новикова, искусствовед. — Поскольку фотография мало задействована в выставочных пространствах города, мы решили, что такая выставка будет интересной. Фотография — такое же полноценное искусство, как и живопись, графика или скульптура.
— Проблема в том, что у Екатерины очень много фотографий, которые она выкладывает в соцсеть и нужен был мощный кураторский отбор, — рассказывает Светлана Ветрова, фотохудожник и член кураторской группы . — Отдельная тема — поиски денег на печать этих фото, поскольку художники, честно говоря, не самые богатые люди. Потом нужно было найти организацию, которая хорошо отпечатает снимки, правильно передав цвет. Но, в итоге, материал для выставки сформировался. Дальше началась коллективная работа и все заиграло. Я очень рада, это редкая удача, что сразу от входа возникает волна, которая ведет посетителя от одной стены к другой.
Члены кураторской группы Soft focus Ольга Конфедерат и Светлана Ветрова. Фото автора.
— Екатерина начала заниматься мобилографией не так давно, года три назад, и с тех пор беспрерывно снимает, — рассказывает Ольга Конфедерат. — Фотография и графика — это разные техники, разные программы. Мне было особенно интересно, как человек обращается к фотографии как к программе, не связанной с его профессией, с его художественным ремеслом. Мне всегда было интересно, как воспользуется фотографией архитектор, композитор или художник-график? Какие вопросы он задаст этой программе? Как он попытается использовать ее в своих художественных целях? Самым ярким опытом для меня стало то, как спрашивает фотографию, как обращается к ней Екатерина Савочкина. Она очень самобытный и яркий художник — со своим лицом, со своим характером. Те, кто знают челябинскую художественную жизнь, прекрасно знают ее имя.
Камера мобильного телефона не является столь же требовательным инструментом, как профессиональная камера фотохудожника. Она незаметна и включается в ту секунду, когда художник-график в потоке жизни вдруг встречает вспышку, которую хочет удержать. Профессиональная камера стремится запечатлеть величественные вещи и предметы, социально-значимые события и так далее. Совершенно иначе использует фотографию в своем интимном камерном мире художник.
Екатерина Савочкина (слева) на фоне её работ, проецируемых на большой экран. Фото автора.
Екатерина Савочкина практически не использует постобработку снимков, но часто пользуется размытием (не будем раскрывать секрет ее обращения с мобильной камерой, но он прост и элегантен. — Авт.), чтобы «обобщить» пейзаж по аналогии с размытием акварели. Фотоработы перемежаются графическими листами, это тоже влияет на восприятие. Савочкина признается, что на выставке впервые увидела свои работы распечатанными, и это изменило ее взгляд на свою фотографию. Она обнаружила в них красоту, которая не так заметна в цифровом изображении.
Художник обнаруживает красоту в обыденности и предъявляет её зрителю. Фото автора.
Отношения между снимками и фото нельзя назвать простыми. Редко, когда снятый на камеру пейзаж дает начало новому графическому листу или картине. Но, как признается Екатерина Савочкина, есть места, которые невозможно сфотографировать так, как видит их глаз художника. В таких случаях она рисует их. Так что фотография никогда не сможет заменить картину — это разные виды искусства. Даже когда ими занимается один человек.