В 2019 г. в Ташкенте вышел двухтомник о советском периоде истории Узбекистана. Меня заинтересовал второй том, посвященный 1939-1991 гг.
Отмечу, особенно актуальна среди «национальных» историков тема предателей Родины – власовцев, бандеровцев и … туркестанских легионеров. Да, они уже в одном ряду.
На 59-й странице 2-го тома коллектив авторов пишет: «советские историки в свое время легионеров обвиняли в коллаборационизме и предательстве. Всех пленных обвинять в предательстве нельзя. Но, вместе с тем, некоторые люди по собственному желанию переходили на сторону врага». И всё. Дальше ни слова.
Это молчаливое оправдание легионеров, воевавших на стороне фашистов. Нет даже сноски на так называемых «советских историков».
Идём дальше. На 52–сих53-й странице авторы пишут, что примерно 1 миллион человек присоединились к власовцам, бандеровцам и др. Историки пишут, что после войны по приказу Сталина около 15 тыс. узбекских военнопленных были обвинены в «предательстве» (кавычки не мои, а авторов книги) и отправлены в концлагеря.
В 1942 г. из туркестанских военнопленных в Германии был образован Туркестанский легион (стр. 53). Причины его создания авторы объясняют читателю, тем, что в преддверии Второй мировой войны советский режим методом террора и репрессий установил свою систему; коллективизация была завершена; было подавлено движение «басмачества» (кавычки авторов) и уничтожены свободомыслящая национальная элита (стр. 53). Все эти процессы, оказывается, усилило недовольство. Также нужно учитывать социальное происхождение солдат легиона и их настрой.
Оказывается, авторы до сих пор придерживаются классового подхода. Также они применяют «личностный» подход к солдатам служившим Рейху. Идет процесс имплицитного оправдания сторонников фашизма!
Приводятся доводы Зубайдуллы Жураева от 12 января 1945 г.: «Отца и брата расстреляли советы и я поэтому присоединился к Туркестанскому легиону» (Стр. 54). Но почему авторы не приводят отрывок из дневника ни одного преданного Родине «советского» узбекского солдата!
Известных руководителей Туркестанского легиона Мустафа Чокая и Вали Каюмхана, сотрудничавших с гитлеровцами, авторы «любовно» называют «туркестанскими эмигрантами» (стр. 54).
Авторы нигде не пишут о Родине. Они пишут о личных обидах легионеров, воевавших на стороне фашистской Германии. Их ставят в один ряд с власовцами и бандеровцами. В открытую, без зазрения совести авторы книги оправдывают «национальные» соединения, воевавших на стороне фашистской Германии!
Виноваты во всём Сталин и …. коммунисты! Они довели людей до предательства. Такая «интерпретация» истории ведёт к плачевным выводам и расколу нашего общества.
Читая книгу, я пришел к следующим «странным» вопросам: Туркестанские легионеры воевали против Сталина и коммунистов, чтобы освободить Родину руками фашистов? Или они мстили Сталину? Или предпочли Гитлера вместо Сталина? Что такое Родина? Где моя Родина?
Подумайте и решайте сами: нужна ли нам, узбекам, такая история?