Найти в Дзене
Словодел

Лукашенко прорубает окно в Африку: как Беларусь и Россия скоординировались на Черном континенте

Республика Беларусь активно развивает политическое и экономическое сотрудничество со странами Африки. Но одно из африканских государств заметно выделяется на общем фоне. О том, почему именно Зимбабве становится своеобразным окном для Беларуси в Африку журналу «Слово и Дело» рассказал политолог Николай Межевич.

Республика Беларусь обсуждает с Зимбабве создание совместных предприятий по переработке сухого молока. Об этом сообщает белорусское информационное агентство БЕЛТА. Ранее Минск и Хараре подписали соглашение о сотрудничестве в сфере высшего образования и университетской науки на 2023-2025 годы.

Белорусские предприятия регулярно участвуют в различных выставках на территории Зимбабве, проводятся совместные парламентские, министерские и отраслевые встречи. Месяц назад в Беларусь приезжала первая леди Зимбабве Оксилия Мнангагва, а белорусский президент Александр Лукашенко наведывался в Зимбабве в конце января текущего года. При этом с другими странами Африки Минск сотрудничает куда менее активно.

На первый взгляд, главное сходство Беларуси и Зимбабве — отсутствие собственного выхода к морю. Но, как объяснил корреспонденту журнала «Слово и Дело» глава Центра белорусских исследований ИЕ РАН Николай Межевич, помимо этого географического момента, есть и другие, более весомые факторы для сближения Минска и Хараре.

«Всегда существует эффект контакта или неконтакта между политическими деятелями. В случае с Зимбабве это, очевидно, и успешный характер личных связей, и эффективная дипломатическая работа. Результат мы с вами видим».
   © Shaun Jusa / © Shaun Jusa / XinHua
© Shaun Jusa / © Shaun Jusa / XinHua

Эксперт отметил, что важным подспорьем для успешного развития белорусско-зимбабвийских отношений являются западные санкции, под которыми находятся обе страны, а также близость характеров глав государств: Александр Лукашенко и Эммерсон Мнангагва относятся к категории так называемых президентов хозяйственников, которые во главу угла ставят экономическое развитие своих стран за счет реального сектора экономики и стремятся лично контролировать эту сферу.

«Санкции способствуют углублению отношений, поскольку ни Минску, ни Зимбабве уже не надо бояться какого-то окрика из-за рубежа. Так что здесь никаких геополитических загадок; здесь вполне рациональное, я бы сказал, геоэкономическое сотрудничество со взаимным уважением сторон, что является очень важным и необходимым для подобной работы», — пояснил Межевич.

Однако нельзя не обратить внимания еще на один любопытный момент — распределение активности России и Беларуси в южной части Африки. Если Минск концентрируется на Зимбабве, планомерно двигаясь к выводу отношений на уровень стратегического партнерства, то Москва, поддерживая ровные, конструктивные отношения с зимбабвийскими властями, больше сосредоточена на соседних государствах.

   Федеральное агентство новостей
Федеральное агентство новостей

ЮАР — партнер России по БРИКС, с Анголой реализуются нефтегазовые проекты и сотрудничество в космической сфере. Есть у России интересы в Мозамбике, Ботсване и даже Замбии.

Как отмечает Николай Межевич, говорить о каком-то разделе Африки на зоны влияния между Россией и Республикой Беларусь было бы некорректно. Однако некоторую координацию совместных действий усмотреть можно.

«Я бы не стал впадать в конспирологию. Но наши и белорусские дипломаты работают достаточно скоординировано. Существуют заседания совместной коллегии министерства иностранных дел двух стран. Поэтому предположение о том, что некие взаимные точки ответственности намечены, исключать тоже нельзя», — резюмировал эксперт.

Также Беларусь укрепляет отношения с Китайской Народной Республикой. К примеру, в конце февраля Александр Лукашенко совершил трехдневную поездку в Китай, откуда привез около двух десятков подписанных соглашений. О том, насколько белорусско-китайские контакты интересны России ранее рассказал политолог Антон Бредихин.