54 подписчика

С ШИРОКО ЗАКРЫТЫМИ ГЛАЗАМИ: О ЧЁМ ХОТЕЛ СКАЗАТЬ СТЭНЛИ КУБРИК?

4,6K прочитали
"С широко закрытыми глазами", 1999г. реж. Стэнли Кубрик
"С широко закрытыми глазами", 1999г. реж. Стэнли Кубрик

Фильм "С широко закрытыми глазами" - последняя работа известного режиссёра Стэнли Кубрика, снявшего такие картины как "2001: Космическая одиссея", "Заводной апельсин", "Сияние" по Стивену Кингу и так далее. Уже исходя из перечисленных картин, можно заметить отсутствие у Кубрика какой-либо привязки к жанру: "Сияние" - это ужасы, "Заводной апельсин" - антиутопия, "2001: Космическая одиссея" - фантастика. Но к какому жанру относится последний фильм Кубрика? И почему вообще его тронула эта тематика? Попробуем разобраться в хитросплетениях одной из самых странных по содержанию и стилистике картин известного режиссёра.

Американский кинорежиссёр, сценарист и продюсер Стэнли Кубрик начал свою карьеру в качестве фотографа для журнала Look. Возможно, именно поэтому его фильмы отличаются такой глубиной визуального повествования. При просмотре любой из его картин стоит обратить внимание на использование света и цветового оформления в кадре. Конечно, в этом смысле "Космическая одиссея" - квинтэссенция творчества режиссёра, вобравшая в себя все технические решения того времени. Однако и в фильме "С широко закрытыми глазами", где свет, казалось бы, уже не так важен, режиссёр отводит ему особое место в канве всей истории. Об этом ещё будет сказано ниже.

Если говорить о карьере Кубрика, впервые он привлек внимание своим малобюджетным фильмом-нуар "Убийство" (1956), за которым последовал антивоенный фильм "Тропами славы" (1957). Однако добился он мирового признания благодаря экранизации скандального романа Владимира Набокова "Лолита" (1962). Далее Кубрик снимает ещё одну значимую работу - сатирический фильм "Доктор Стрейнджлав, или как я научился не беспокоиться и полюбил бомбу". Одной из лучших картин Кубрика, бесспорно, становится уже упомянутая выше "2001: Космическая одиссея" - картина, оказавшая огромное влияние на жанр фантастики.

"2001: Космическая одиссея", 1968г. реж. Стэнли Кубрик
"2001: Космическая одиссея", 1968г. реж. Стэнли Кубрик

Далее Кубрик снимает "Заводного апельсина", спорную экранизацию известного романа, и две картины военной тематики: "Барри Линдон" и "Цельнометаллическая оболочка". После чего режиссёр возвращается в Великобританию и делает перерыв в карьере аж на двенадцать лет!!! Лишь в 1999 году выходит последняя картина режиссёра "С широко закрытыми глазами".

О съёмках фильма

На главную роль в фильме была приглашена звёздная пара: Том Круз и Николь Кидман. На тот момент они были женаты и в жизни. Стэнли Кубрик, скорее всего, сделал такой выбор, потому что хотел максимально реалистично изобразить отношения супружеской пары. Известно, что на время съёмок фантазий измены главной героини Тому Крузу запретили появляться на съёмочной площадке. Звёздной парочке даже пришлось пожить в спальне своих персонажей.

Фильм снимался в Лондоне. Однако действие картины происходит в Нью-Йорке. И уже это кажется довольно странным. Почему Кубрик отказался от поездки в Нью-Йорк и предпочёл использовать довольно сложные технологии для создания декораций? Ведь было бы гораздо проще самому вернуться Америку и отснять всё там, но вместо этого Кубрик посылает в Америку съёмочную команду, а потом с помощью рир-проекций снимает Тома Круза на беговой дорожке. Говорят, что Стэнли боялся летать самолётом и только поэтому не стал возвращаться в США. Однако, думается, причина кроется в другом. Об этом будет сказано ниже.

Использование рир-проекций в фильме "С широко закрытыми глазами".
Использование рир-проекций в фильме "С широко закрытыми глазами".

В итогде съёмочный процесс затянулся аж на 400 дней!!! Николь Кидман и Том Круз никак не ожидали, что это продлится так долго. Крузу даже пришлось отложить съёмки в фильме "Миссия невыполнима 2", так как по условиям контракта он и Николь Кидман обязались сниматься в фильме Кубрика до тех пор, пока тот не закончит его.

О сюжете

В целом сюжет выглядит довольно странно. Кубрик не умел халтурить в работе. Как истинный художник, любое своё творение он старался довести до совершенства, но абсолютно непонятно, почему с такой тщательностью он работал над такой сомнительной по содержанию историей.

Стэнли Кубрик и Том Круз, "С широко закрытыми глазами", 1999г.
Стэнли Кубрик и Том Круз, "С широко закрытыми глазами", 1999г.

Главный герой, доктор Билл Харфорд в разговоре с женой узнаёт о её фантазиях: супруга рассказывает, как представляла измену с морским офицером, которого случайно встретила прошлым летом во время отдыха. После чего доктор Билл пускается в необычное путешествие по Нью-Йорку, включая посещение девушек лёгкого поведения и закрытую вечеринку нью-йоркских элит. На этой вечеринке доктор Билл становится свидетелем некоего ритуала: все участники носят маски, девушки ходят обнажёнными, а мужчины одеты в чёрные плащи с воротниками из соболя.

Элис, "С широко закрытыми глазами", 1999г. реж. Стэнли Кубрик
Элис, "С широко закрытыми глазами", 1999г. реж. Стэнли Кубрик

Затем организаторы вычисляют, что на вечеринке присутствует тот, кто не должен там находится. С ним хотят расправиться, правда, в фильме не говорится каким образом. Одна из девушек выкупает жизнь Билла, а тому приходится покинуть мероприятие. На следующий день Билл читает в газете, что девушка, которая его выкупила, умерла от передозировки. Билл пытается докопаться до истины, узнать, кто был на этой вечеринке и что вообще он видел, но ему дают понять, что не нужно совать нос в такие дела, так как в этом замешаны очень влиятельные персоны.

О странностях фильма

Согласитесь, Кубрик не тот режиссёр, который снимал бессмысленные фильмы. К примеру, когда режиссёр снимал "Космическую одиссею", он хотел создать на экране реалистичное космическое пространство, не забыв при этом затронуть главные проблемы дальнейшего развития человеческой цивилизации. По сути, этим фильмом он определил главные темы фантастики: пришельцы, освоение космоса, искусственный интеллект. По поводу антивоенных фильмов также всё понятно. Однако с фильмом "С широко закрытыми глазами", согласитесь, не так всё однозначно. Для чего он снимался? Показать грязь элит? Их порочность? Вполне может быть, что искушённые изобилием и вседозволенностью люди "высшего сословия" тонут в пороках. Этим особо никого не удивишь. Если только за ширмой "шок-контента" не кроется нечто большее. Согласитесь, то, что нам показали, это не просто порочная разнузданность, - это самое настоящее ритуальное действо, цели которого не совсем ясны. Мы, обыватели, очень мало знаем о таких вещах. Режиссёр лишь приоткрывает завесу происходящего, не давая конкретных ответов.

"С широко закрытыми глазами", 1999г. реж. Стэнли Кубрик
"С широко закрытыми глазами", 1999г. реж. Стэнли Кубрик

Из конечной версии фильма, то есть той, которую увидел массовый зритель, удалили аж двадцать минут. Что было в исходниках - мы вряд ли узнаем. Есть гипотеза, что там демонстрировалась казнь девушки, которая выкупила жизнь главного героя. Сцены были настолько откровенны и жестоки, что их решили убрать. Кубрик любил оставлять загадки в своих картинах, может, в этот раз он, наоборот, решил поговорить со зрителем более открыто?! И разве только шокировать хотел нас Кубрик? Американская киноакадемия тянула с выходом картины аж четыре месяца. Может быть, фильм подправили, даже что-то пересняли, с целью скрыть изначальный замысел режиссёра.

О деталях

Теперь обратимся к некоторым стилистическим особенностям картины и художественным приёмам. Не буду рассказывать вам обо всём том, что вы можете прочитать в интернете: восьмиконечные звёзды, какие-то другие символы, которыми напичкан фильм, хотя это свидетельствует, в частности, о том, что Кубрик всё-таки не мог всего рассказать в открытую. Хочется, в первую очередь, обратить внимание на повторы, которые свойственны картинам Кубрика.

В фильме "С широко закрытыми глазами" главный повтор в сюжете - это вечерника. Сначала доктор Харфорд и его жена оказываются на фуршете, где отдыхает множество влиятельных людей Нью-Йорка. Его жена танцует с неким князем, который рассказывает ей о труде Овидия под название "Искусство любви". Муж тем временем общается с двумя девушками.

"С широко закрытыми глазами", 1999г. реж. Стэнли Кубрик
"С широко закрытыми глазами", 1999г. реж. Стэнли Кубрик

Те, предлагают ему пойти туда, где "кончается радуга". Радуга - интересный символ. Можно обратить внимание, что на протяжении всего фильма в кадре постоянно появляются елки, украшенные разноцветными огоньками как некое подобие радужного спектра.

"С широко закрытыми глазами", 1999г. реж. Стэнли Кубрик
"С широко закрытыми глазами", 1999г. реж. Стэнли Кубрик

Как раз об этом и говорилось в начале статьи по поводу визуального оформления фильма. В одном из материалов, посвященном картине, говорится о том, что радуга в данном случае символизирует некий иллюзорный "радужный" мир, который надвинут на глаза обывателям. Единственная часть фильма, где мы не видим этих радужных переливов - это закрытая вечеринка, которая демонстрирует нам то, что находится за кулисой внешне сверкающего изысками мира. То есть реальный мир - это тот, где радуга закончилась.

"С широко закрытыми глазами", 1999г. реж. Стэнли Кубрик
"С широко закрытыми глазами", 1999г. реж. Стэнли Кубрик

Если вернуться к теме повторов, в данном случае режиссёр играет на контрасте. Очень похоже, что на закрытой вечеринке присутствуют те же люди, что и на официальном фуршете. Чтобы навести на эту мысль Кубрик использует несколько намёков:

Во-первых, нам показывают девушку, которой стало плохо от передозировки. Виктор Зиглер, пациент Билла, миллионер, позвавший его на фуршет, "отдыхал" с ней в отдельных апартаментах. И это уже немножечко приоткрывает нам завесу происходящего: за внешним благополучием и изысканным блеском прячется сомнительная мораль.

Второй намёк, который даёт нам Кубрик, - это фигура князя. Зовут его Сандор Сзавост. Имя Сандор созвучно с именем основателя церкви сатаны (Антон Сзандор Лавей). Да и сам титул может быть определённой отсылкой. Князь? В наше время? Князь чего? Может, тот самый князь?! Если к этому приплюсовать его фривольные разговоры о работе Овидия с явным пренебрежением к институту семьи... Как вы думаете, какую роль этот персонаж выполнял на закрытой вечеринке?

Сандор Сзавост, "С широко закрытыми глазами", 1999г. реж. Стэнли Кубрик
Сандор Сзавост, "С широко закрытыми глазами", 1999г. реж. Стэнли Кубрик

О смерти Кубрика

Главная странность фильма состоит в том, что Стэнли Кубрик умер через пять дней после окончания съёмок. Может быть, это просто совпадение и в своих гипотезах мы погружаемся в теории заговора, но режиссёр перед смертью дал интервью.

Если коротко, в нём говорится о том, что Кубрик боится за свою жизнь и жизнь близких. Он просит опубликовать это видео, спустя пятнадцать лет после своей смерти. Кубрик рассказывает, что высадки американцев на Луну не было, что это всё постановка и что он принимал в этих съёмках активное участие. Признаться в этой лжи его побудил Нил Армстронг, которого замучили угрызения совести. Армстронг хотел рассказать правду, но не мог, так как получал хорошую пенсию за своё молчание, поэтому он просил Кубрика во всём сознаться, ведь тот был независимым и обеспеченным человеком и признание никак не повлияло бы на его финансовые дела.

Учитывая тот факт, что фильм "2001: Космическая одиссея" вышел в 1968 году и Кубрик получил оскара за лучшие визуальные эффекты, а американцы высадились на луну в 1969-ом, то привлечение такого талантливого режиссёра для съёмок космической постановки выглядит вполне логичным, ведь главная черта "Космической одиссеи" - это необыкновенное правдоподобие, которое стало возможно исключительно профессиональной работе со светом, с планами, с макетами кораблей и т.д.

"2001: Космическая одиссея", 1968г. реж. Стэнли Кубрик
"2001: Космическая одиссея", 1968г. реж. Стэнли Кубрик

Если опять обратиться к фильму "С широко закрытыми глазами", после увиденного на вечеринке главный герой начинает замечать за собой слежку. Ни это ли, в том числе, пытался сказать нам режиссёр? "Если ты что-то знаешь, то придётся столкнуться с такими силами, которым ты вряд ли сможешь противостоять: они могут убедить молчать кого угодно". Кубрик был уверен, что за ним следят, именно поэтому последнее интервью он давал в закрытом чулане, где его никто не может подслушать.

В июле 2002 года в интервью авторитетной американской газете «Нейшнл икуайер» Николь Кидман намекнула, что Кубрик отправился в лучший мир не по своей воле. По словам актрисы, режиссёр звонил ей за два часа до официального времени скоропостижной смерти и просил не приезжать в Хартфордшир, где, как он выразился, «всех нас отравят так быстро, что мы не успеем даже чихнуть».

Может быть, поэтому Кубрик не хотел возвращаться в США, даже ради съёмок новой картины? Есть мнение, что он боялся расправы американских спецслужб, а вовсе не полётов на самолёте. И всё это связано как раз с лунной аферой.

В этом смысле "С широко закрытыми глазами" предстаёт в совершенно ином свете и выглядит как попытка режиссёра обличить истинную суть тех, кто управляет миром.

О бэта-программировании

Сериал "Разделение" , 2022г.
Сериал "Разделение" , 2022г.

В одной из статей, посвящённой фильму, наткнулся на информацию о том, что девушек для подобных вечеринок специальным образом "готовят". У американских спецслужб долгое время существовала программа "МК-Ультра", целью которой была разработка механизмов контроля за сознанием человека. Для этого использовались психотропные вещества, насилие, гипноз, недостаток пищи, воды и сна и т.д. Важно добиться эффекта расщепления сознания, то есть когда развивается диссоциативное расстройство идентичности, при этом создаётся впечатление, что внутри человека существует сразу несколько личностей (эго-состояний). "Кураторы" (то есть те, кто управляет этим процессом) могут эти личности переключать, определённым образом воздействуя на человека.

Эти субличности настолько изолированы друг от друга, что человек, при включении другой личности, может вообще не помнить, что делал до этого.

Существует несколько видов программирования, в результате чего создаются эго-состояния с определёнными свойствами. При бэта-программировании созданная субличность обладает сексуальностью, отличной от нормальной. При этом убираются все комплексы в отношении секса и стимулируется животная часть мозга, которой не известны границы дозволенного.

В этом смысле хотелось бы провести одну интересную параллель. В 2022 году на экраны вышел сериал под названием "Разделение". Основная идея сериала состоит в том, что офисным работникам вживляют в мозг специальный чип и, выходя домой, они полностью забывают что происходит на работе. То же самое происходит, когда человек приходит на работу: он полностью забывает повседневную жизнь.

Таким образом, у работников независимо друг от друга существуют две субличности: одна живёт в рамках офиса и рабочего коллектива, другая - дома. У них могут быть совершенно разные привычки, убеждения, предпочтения в еде и т.д. Согласитесь, по описанию очень похоже на "диссоциативное расстройство идентичности".

Примечателен этот сериал тем, что в восьмой серии первого сезона один из героев по имени Дилан получает своеобразную награду за исполнение квоты: его приглашают на так называемую "вафельную вечеринку", где он надевает голову Кира(основателя компании "Люмон", где работает герой) и смотрит ритуальный танец. Перед ним танцуют четыре персонажа в масках (ничего не напоминает?), которые, по словам создателей сериала, символизируют четыре темперамента: горе, веселье, ужас и злоба. Характер каждого человека определяется точным соотношением этих темпераментов. Получение контроля над этими темпераментами является основой философии Кира.

Далее можете посмотреть этот ролик и сравнить с тем, что вы видели в фильме "С широко закрытыми глазами":

Вот как высказался по поводу этого сюжета создатель сериала Дэн Эриксон: “Все сводится к превращению секса и интимности в товар, к тому, что это мир [мир, где существует вторая субличность], в котором вы не должны проявлять сексуальность среди коллег. И все же необходимо дать сотрудникам эту отдушину, потому что у них, возможно, есть сексуальный опыт на воле, но они об этом не знают. Так что для Lumon это способ воспользоваться данной человеческой потребностью и превратить ее в нечто вроде выступления в поддержку Lumon ”.

Эриксон добавил: “Это похоже на то, что вы занимаетесь сексом, но на вас маска основателя компании, и вы как бы разыгрываете ‘Укрощение четырех темпераментов’, которое вы видите во втором эпизоде. Так что вы можете заниматься сексом, в этом нет ничего плохого, это не грязно — при условии, что это все о Люмоне и о почтении к Киру Игану".

То есть мораль сцены такова, что подобные ритуалы - это неплохо, лишь бы они делались с определённым смыслом: в почитании кого- или чего-либо.

Скорее всего, участницы танца также имеют подобные чипы и забудут обо всём происходящем, когда покинут здание компании, а значит, их участие в данном представлении не совсем добровольное и не совсем этичное, ведь Дилан мог и не убегать с церемонии и воспользоваться всеми предоставленными возможностями.

То есть нам вполне открыто рассказывают о таких вечеринках с использованием бэта-программирования, которые делаются во имя каких-то персон и организаций. Подобные ритуалы являются частью системы поощрения адептов организации, а также несут в себе определённую функцию: в данном случае это взятие под контроль своего темперамента.

Хотя трактовка фигур танцоров и их соответствие четырем темпераментам выглядит крайне неубедительно. Какому темпераменту соответствует, например, баран? Что он символизирует: злобу, горе или ужас? Не совсем понятно. А что символизирует невеста? Радость или ужас? Почему невеста, а не просто девушка? Складывается впечатление, что создатели сериала что-то недоговаривают и представленные образы несут совсем иной смысл.

Примечательно, что в сериале "Разделение" название компании "Lumon" невольно вызывает стойкую ассоциацию с илЛЮМинатами.

Сериал "Разделение" , 2022г.
Сериал "Разделение" , 2022г.

Какую функцию и во имя каких идей проводился ритуал в фильме "С широко закрытыми глазами" остаётся только догадываться. Ещё раз хочется отметить, что это не просто оргия, цель которой удовлетворить похоть участников, - это представление явно имеет какой-то иной замысел.

С точки зрения сюжета фильма огромное значение несёт именно взгляд человека, случайно ставшего свидетелем происходящего. Все выглядит настолько гротескно, что кажется нереальным. Как такие вещи вообще могут происходить в двадцатом веке? Похоже на мрачное средневековье. Но это и есть та ужасающая правда, которой обыватель не хочет видеть: со времён средневековья мало что изменилось. Есть те, кто находятся на самом верху человеческого сообщества, и они могут себе позволить всё. Их внутренний порядок совсем иной: им ничего не стоит использовать женщин в своих церемониях; ничего не стоит забрать жизнь у того, кто посмел покуситься на их тщательно скрытый от посторонних глаз мирок. А простой обыватель в мире, управляемом ими, всего лишь муравей, который не сможет изменить существующий ход вещей.

"С широко закрытыми глазами", 1999г. реж. Стэнли Кубрик
"С широко закрытыми глазами", 1999г. реж. Стэнли Кубрик

Именно об этом и говорит финал картины. Доктор Билл и его жена Элис, зная правду, предпочли "закрыть глаза" ради благополучия. Может быть, поэтому Стэнли Кубрик выбрал местом действия для последней сцены магазин игрушек? Это такой своеобразный тонкий намёк на то, что главные герои ради богатства и успеха готовы стать игрушками в мире, где всё покупается и продаётся.