В этой серии статей я буду выкладывать свой перевод книги Джин Илсли Кларк и Конни Доусон "Взросление заново: Воспитывая себя, воспитываем своих детей" ("Growing Up Again: Parenting Ourselves, Parenting Our Children" J. Illsley Clarke, C. Dawson).
<< Глава 1. Учимся воспитывать детей и самих себя
Все не так, как я думала
Люблю ли я своих детей? Да, конечно, я их люблю. Но воспитание детей - это не то, о чем я раньше думала!
Послушайте эти жалобы:
- Моя дочь Марси плачет и требует, особенно когда у меня нет времени уделить ей внимание.
- Я уделяю много внимания моему сыну Джошу, но он всегда хочет большего.
- Эндрю кажется безучастным. Я предлагаю ему одно и то же снова и снова, а он не реагирует, и я теперь не трогаю его.
- Безучастным? Я бы хотела, чтобы у моего Ноя было что-то подобное. Из-за него весь наш дом вверх дном.
- А моя дочь Елена нарушает правила и смеется над моим гневом.
- Не мой Брайан. Он серьезно относится к наказаниям, но кажется, что я постоянно его отчитываю.
Что-то из этого кажется знакомым? И в дополнение к этой проблеме, не только Марси и другие дети могут быть любого возраста, но и, с небольшими изменениями, эти жалобы могут относиться к супругу, другу, партнеру, товарищу по работе или даже к самому себе.
Если у вас есть похожие жалобы, возможно, пришло время попробовать иные способы воспитания или понимания себя. Возможно, в ритме вашей жизни пришло время начать взрослее заново.
Если рассматривать эти жалобы как часть "Треугольника голода", это может помочь нам справиться с ними. Треугольник голода имеет дело с психологическим голодом по стимулу, признанию и определенности. Эти три вида голода, присутствующие в жизни каждого из нас, и они настолько сильны, что иногда даже вытесняют потребности в еде или сне.
Если эти виды голода не могут быть легко удовлетворены, в любом возрасте мы стремимся к их удовлетворению; нам нужно чувствовать себя живыми (голод по стимулу), принятыми (голод по признанию ) и в безопасности (голод по определенности). Если мы не можем получить то, что нам нужно, мы пытаемся заменить это удовлетворением одного из других двух видов голода. Это работает до определенной степени, но никогда не приносит настоящего удовлетворения, потому что эти все эти три вида голода различны и равны по важности.
Рассмотрим эти три вида голода как три точки треугольника.
Давайте сделаем что-нибудь! В одной точке находится голод по стимулу, жажда энергии и жизненной силы.
Посмотрите на меня! В другой точке - голод по признанию, жажда быть принятым и значимым.
Кто здесь главный? Третья точка - это голод по определенности, жажда рамок, в которых можно чувствовать себя спокойно и уверенно и получать удовлетворение голода по стимулу и голода по признанию безопасно и надлежащим образом.
Вы можете использовать эту книгу, чтобы помочь себе задуматься над следующими вопросами:
- Обеспечиваю ли я баланс удовлетворения голода по стимулу, признанию и определенности для своих детей?
- Возможно, мне проще предложить удовлетворения одного из видов голода, поэтому я удовлетворяю его в ущерб двум другим?
- Не требует ли один из моих детей, чтобы я удовлетворил один из видов голода, хотя не получает достаточно удовлетворения другого вида?
- Когда дети плохо реагируют на наши предложения, мы можем вспомнить, что дети, как и взрослые, обладают совершенно разными темпераментами.
- Не перекладываю ли я один из своих неудовлетворенных видов голода на детей, вместо того чтобы заметить, что им нужно?
- Сбалансированы ли в моей собственной жизни удовлетворение голода по стимулу, признанию и уверенности?
- Соглашаюсь ли я на удовлетворение одного вида голода вместо другого, когда я мог бы сделать что-то, чтобы удовлетворить этот вид голода напрямую?
Эти три вида голода одинаково важны. Дети и взрослые в любой момент времени могут испытывать один вид голода, больше чем другой, но мы не всегда можем это распознать. Поэтому безопаснее всего предлагать баланс между всеми тремя видами голода.
Давайте рассмотрим каждый пример. Каждый из них может относиться как к ребенку, так и к взрослому.
Признание - голод по признанию - Посмотрите на меня!
Моя дочь Марси плачет и требует, особенно когда у меня нет времени уделить ей внимание.
Плач и требования Марси могут говорить: "Мне нужно больше признания с вашей стороны. Я чувствую страх и злость, когда не уверена, ценишь ли ты меня". Ответ: больше времени с Марси, больше любви (я признаю твою потребность быть признанной такой, какая ты есть), больше замечать и комментировать то, что делает Марси (я признаю твои достижения).
Я уделяю много внимания моему Джошу, но он всегда хочет большего.
Джош уже получил много признания, поэтому его просьба о большем может быть сигналом о том, что ему дали такой вид признания, который не способствует его росту. Возможно, он даже получает слишком много признания и считает, что он - самый главный.
Вместо признания, может быть, Джошу на самом деле нужно больше или меньше стимулов? Если его жизнь не предлагает достаточно вещей, которые нужно делать и о которых нужно думать, предложите больше стимулов. С другой стороны, если его жизнь слишком насыщена событиями, в ней нет времени на то, чтобы пообщаться, побыть наедине, подумать или переварить пережитое, он может быть перестимулирован, чувствовать себя подавленным и нуждаться в меньшем количестве стимулов.
Или Джош чувствует неопределенность? Возможно, ему нужно научиться самостоятельно успокаиваться или начинать заниматься своими делами. Возможно, семейные правила слишком жесткие, поэтому он ищет уверенности в признании, потому что жесткость правил давит на него, заставляя быть не самим собой, а кем-то другим.
Стимуляция - жажда контакта, который жизненно важен для жизни - Давайте что-нибудь сделаем!
Эндрю кажется безучастным. Я предлагаю ему одно и то же снова и снова, а он не реагирует, и я оставляю его в покое.
Младенцы, которых не трогают и с которыми не разговаривают, слабеют или умирают. Эндрю стал безучастным. Дети и взрослые становятся безучастными, они раздражаются или манипулируют, когда жизнь становится слишком однообразной, слишком повторяющейся, слишком скучной. Нам всем нужно разнообразие, действие, вызов, волнение, контакт. Эндрю может нуждаться во всем этом.
Безучастный? Я бы хотела, чтобы у моего Ноя было что-то подобное. Из-за него весь наш дом вверх дном.
Ной, который создает слишком много шума, возможно, говорит: "Здесь слишком много или слишком мало стимулов, поэтому обратите внимание на то, что мне нужно!".
Или он может сказать: "Поскольку ты не признаешь меня по-другому, я нашел способ привлечь твое внимание".
Или он может просить о более жестких границах и ясных правилах - лучшей структуре, чтобы научиться контролировать себя.
Определенность - голод по физическим, социальным и психологическим нормам, которые обеспечивают нашу безопасность и делают жизнь предсказуемой - Кто здесь главный?
А моя дочь Елена нарушает правила и смеется над моим гневом.
Если Елена нарушает правила, а потом смеется, и если ей больше двух лет, возможно, ей нужна более жесткая структура. Ее родители могут обеспечить последовательность, если структура была слабой. Или они могут ослабить жесткость, если структура была слишком жесткой. Слишком много ограничений часто приводят не к безопасности, а к бунту, пассивности или манипулированию.
Не мой Брайан. Он серьезно относится к наказаниям, но кажется, что я постоянно его отчитываю.
Брайан, которого часто наказывают, возможно, говорит: "Я не уверен насчет существующей в нашей семье структуры".
Возможно, родители непоследовательны или не сходятся во мнениях относительно семейных правил. Возможно, Брайану нужны четкие, безопасные правила, которые регулярно соблюдаются.
Или Брайан может говорить: "Признай меня. Это единственный способ заставить тебя обратить на меня внимание".
Или он может устанавливать отношения в жизни, в которой слишком много или слишком мало стимулов.
Треугольник голода для подростков
"Но, - скажете вы, - мои дети-подростки хотят быть со своими друзьями, а не со мной. Они считают меня неважным. Поэтому я отстраняюсь".
Не отстраняйтесь. Оставайтесь на связи. Недавно было опубликовано "Национальное долговременное исследование здоровья подростков", основанное на опросах 12 118 подростков с седьмого по двенадцатый класс. В рамках исследования, подростки сообщили, что связь с родителями стоит на первом месте в списке защищающих факторов для здоровья подростков. Те подростки, которые регулярно общаются со своими родителями и чувствуют, что они их ценят, реже курят, пьют, экспериментируют с наркотиками и ранним сексом.
У взрослых тоже есть голод
У взрослых тоже есть эти виды голода. Приходилось ли вам присутствовать на собрании, где структура была настолько неясной, что группе потребовалось целое утро, чтобы решить, что делать? Уильям, который присутствовал на таком собрании, недавно рассказал о том, как люди реагировали на неопределенность. Некоторые люди напрямую обратились к отсутствию определенности:
- Разве мы не можем поставить какие-то цели и начать действовать?
- Давайте разделимся на небольшие группы и решим, что делать.
- Мы можем действовать так же, как и в прошлый раз.
Когда это не сработало, некоторые люди попытались добиться признания:
- Я чувствую себя неловко, потому что мы не представились.
- Мне нужно перейти в другую комнату.
- Можем ли мы надеть таблички с именами?
Некоторые повышали уровень стимуляции, много разговаривая между собой, глядя в окно, перебивая и не соглашаясь со всеми. После того как структура была наконец создана, когда были определены цели и разработан способ их достижения, люди успокоились, и группа занялась своей деятельности. В следующий раз, когда вы окажетесь в ситуации, когда кажется, что потребности людей не удовлетворяются, подумайте о треугольнике голода, подумайте о своих собственных потребностях, а затем решите, что делать.
Итак, вот он. Треугольник, который предлагает варианты. Полезный способ взглянуть на наше собственное поведение и поведение других. Надежное руководство, которое поможет нам удовлетворить свои потребности и улучшить взаимодействие с другими людьми.
Раздел "Забота" этой книги помогает нам взглянуть на то, как мы предлагаем признание и стимулы с определенной структурой. Раздел "Структура" предлагает способы обеспечения определенности путем укрепления границ и установления правил, а также стимулов и признания.
Раздел "Отрицание" предлагает рамки для изучения того, как мы можем саботировать наши благие намерения улучшить родительское поведение или изменить то, как мы проявляем внимание к себе.
Разделы "Дородовой опыт и опыт рождения", "Взросление заново" и "Усыновление" напоминают нам о том, что каждый период нашей жизни представляет нам особые потребности и особые возможности найти стимуляцию, признание и уверенность.
Сначала мы рассмотрим раздел "Забота".
Виды голода
Записаться ко мне на диагностику можно через сообщение в WhatsApp: +7 (917) 578-66-59, либо через Telegram: @evgeny_bx