Как известно, важнейшим современным искусством в плане потребления знаний является интернет. Это раньше люди ходили в кино, чтобы узнать, как за границей живут или как устроен трактор, а сегодня все это узнается через всемирную паутину.
Современные врачи-косметологи узнают все больше и больше не из учебников и научных статей, не на конгрессах и конференциях, а из интернета. Предприимчивому гражданину с хорошей мотивацией и отсутствием совести всемирная сеть открывает вселенную знаний. Сегодня можно за какие-то копейки купить 100 видеолекций и вебинаров по косметологии и стать авторитетным специалистом, хотя бы даже и в кругу своих друзей.
Интернет – это главная книга для косметолога. Так, по последним опросам агентства G&P буквально ВСЕ российские косметологи пользуются социальными сетями. Кто-то по старой привычке посещает запрещенный вражеский Инстаграм, кто-то перебрался в светлый и прекрасный ВКонтакте. Все поголовно осваивают Телеграм, который также стал соцсетью. Из этих социальных сетей специалисты регулярно заходят в большой открытый интернет, где очень много профессиональной информации на тему медицинской косметологии.
Само собой, в интернете почти все - вранье. Не стоит рассказывать про глупости и неправду, которую транслирую многочисленные продавцы курсов и историй успеха. Пусть это сделает Ксения Собчак. Островки полезной правды для косметологов в интернете все же есть. Это электронные библиотеки научных публикаций, профессиональные интернет-ресурсы и интернет-зеркала профессиональных бумажных изданий, а также официальные сайты компаний-производителей препаратов, косметики, оборудования и других продуктов для медицинской косметологии.
Но, к сожалению, даже и здесь вас могут обмануть, поэтому редакция канала Кожный Лоскут (кстати, подписывайтесь на нас), подготовила список важных советов как врачу-косметологу найти правду в интернете и не стать жертвой мошенников.
1. Электронные библиотеки научных публикаций.
Самая популярная и известная библиотека – это знаменитый PubMed. Живет он здесь: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/ и называется национальной библиотекой медицины (американской). В этой библиотеке все научные статьи на английском, но это не беда для ловкого косметолога. Нужно просто ввести в поисковое поле нужную фразу на английском, а результаты можно уже переводить в браузере на русский язык. PubMed собирает научные статьи из серьёзных изданий и журналов, откровенной неправды вы там не найдете. При этом уровень правды (читай, уровень доказательности) зависит от журнала и от вида исследования.
Описание клинического случая, опубликованного в альманахе «Актуальная дерматология Бессарабии» даст гораздо менее точный и правдивый взгляд на вещи, чем мультицентровое, слепое, плацебо-контролируемое 10-летне исследование на 1000 пациентах, данные которого опубликованы в Nature.
Вывод: хотите узнать максимально страшную правду, правду-strong, идите в пабмед. Кстати, читать платные санкционные статьи забесплатно вам поможет популярный сервис Sci-Hub (или покупайте статьи, если у вас есть заграничная карта)
1. Профессиональные интернет ресурсы и журналы
Такими ресурсами могут быть и сайты, как, например, российский форум ЯКосметолог или сайт 1nep.ru, журналы типа Облик или Новель Эстетик. Есть и зарубежные площадки, например, электронный журнал про эстетическую медицину Prime Journal https://www.prime-journal.com/. Профессиональным ресурсом может быть сообщество в социальной сети или телеграм-канал.
Достоверность информации на профресурсах и в профильных журналах намного ниже, чем на PubMed или в научных журналах. Причина этому неочевидна, но проста: научные журналы живут в основном за счет своих подписчиков, а профессиональные ресурсы – за счет рекламодателей. Научные журналы дорожат репутацией, у них есть научная редакция, которая не пропустит желтые «публикации». А вот профресурсы вынуждены пропускать недостоверную информацию, чтобы не потерять рекламодателей.
Так появляются статьи, описывающие новые несуществующие физические явления, типа квантового резонанса молекул, вызывающего омоложение клеток или неинвазивной мезотерапии, когда молекулы летят в кожу со скоростью 265 м/сек, то есть выше скорости звука, хотя даже школьники знают, что скорость звука в воздухе 331 м/сек.
Конечно, в профизданиях и отраслевых научных журналах есть и правдивая информация, как правило это переписанные статьи из научных журналов и обзоры на основе таких статей. Но таких материалов как немного, поэтому, вывод: к любой информации на сайтах профресурсов, журналов и сообществ нужно относится настороженно.
1. Официальные сайты компаний производителей.
Все медицинское: препараты, препараты, кто-то производит и продает. И у этих компаний практически обязательно есть сайты. На таких сайтах компании рассказывают о своих продуктах, причем исключительно только хорошее. Тем не менее, официальные сайты производителей и дистрибьюторов можно считать источниками довольно правдивой и достоверной информации. Дело в том, что официалы несут ответственность за материалы на своих сайтах и не будут откровенно врать. За недостоверную информацию их накажет государство, а также внимательные конкуренты.
Однако, если говорить о производителях и дистрибьюторах косметологического оборудования, то многие из них хоть и не говорят откровенной неправды на своих сайтах, но утаивают много важной информации. Например, на таких сайтах могут быть туманные слова о том, какое оборудование хорошее и какие преимущества оно имеет, но нет данных исследований, нет технических параметров и подробного описания оборудования. То есть вам не говорят неправды, но и правду тоже не говорят.
Такой подход рассчитан на доверчивых врачей-косметологов и руководителей клиник, которые прочитают общие слова, заинтересуются и оставят заявку на консультацию по аппарату. А вот уже во время консультации менеджер компании им и наврет сколько хочет. Но это уже совсем другая история.
Вывод: если хотите узнать про конкретный аппарат - илдите на сайт производителя и дистрибьютора. А если на этом сайте минимум информации - то вам просто не хотят ее давать, а только хотят заманить в сети менеджеров по продажам!
Будьте бдительны, расскажите об этом друзьям и подписывайтесь на наш канал, чтобы быть в курсе всех скандалов, интриг и расследований в аппаратной косметологии.