«Статистика — это узник под пытками: нужными приемами от нее можно добиться любых показаний». Джон Ротшильд.
Попытки разобраться кто прав и кто виноват в том, что начинающие водители попадают в ДТП предпринимались неоднократно. Я тут не об этом. Я о форме федерального государственного статистического наблюдения N 1-БДД «Сведения о состоянии безопасности дорожного движения», которую ГУ ГИБДД умело или не совсем использует, аргументируя доводы о «низком уровне качества подготовки водителей ТС», пытаясь снять с себя ответственность за допуск к управлению ТС тех самых с низким уровнем.
В форме отчета имелась информация только о сдавших все экзамены с первого раза. То есть по схеме «пришел - сдал сразу все экзамены - получил ву». Процент сдачи с первого раза всего комплекса экзаменов до 2012 года был достаточно высок, в среднем более 30%.
В связи с этим начали возникать вопросы: а нет ли тут коррупционной составляющей? Ее ищут хотя ее найти нетрудно, потому как она есть и в связи с этим ее всячески пытаются скрыть. А как скрыть то, что явно бросается в глаза? Да и как-то нехорошо с автошколами получается… Почему?
С 2012 года ГИБДД пыталась реализовать целый комплекс реформ, связанных с введением новых категорий подкатегории. Это и изменения в ФЗ о БДД, связанные с допуском к управлению ТС, и новое постановление Правительства об этом самом допуске и «новые» старые программы подготовки водителей.
Все это шло параллельно с попытками подтянуть автошколы к процессу приема экзаменов в ГИБДД, так как своих экзаменационных автомобилей к тому времени в экзаменационных отделах не стало вовсе в связи с ограничением финансирования. Стали выдумывать различные способы оказания давления на автошколы с целью взять их под контроль, заставит работать на себя. Вспомним положение «О лицензировании образовательной деятельности» в котором по инициативе ГИБДД на нее же были возложены обязанности контроля и выдача заключения о соответствии установленным требованиям. Это вообще отдельная и достаточно интересная тема.
Ну и для того, чтобы эти рычаги давления работали, для того, чтобы был повод затягивать гайки, создавать приказы о взаимодействии и о контроле, нужно было этот повод найти.
Статистика должна работать на автора статистики.
Одновременно скрыв количество сдавших с первого раза по программе «Зашел – сдал - получил», решили показать огромный объем работы, проводимый экзаменационными подразделениями и ввели статистику сдачи с о второго, третьего и последующих раз. Интересно, что при этом процент сдачи с первого раза с 2014 года упал почти вдвое. Забавно, но процент сдачи со второго раза резко возрос. Почему так произошло? Выводы делайте сами.
В 2017 году пришло осознание того, что о сдаче со второго и последующих раз лучше не упоминать. Какая разница, не сдали с первого раза – значит плохо подготовлены. Виновата автошкола. И вопросов о том, почему большая часть из кандидатов сдают со второго раза, не уже возникает. И убрали. Сдавших с последующих раз. Каким-то волшебным образом подтянув процент сдачи во всех регионах по отдельности к очень похожей цифре.
Можно развить тему и попытаться дать объяснение всему этому, но по моему мнению все и так лежит на поверхности.
Далее, кому интересно, историческая справка по этим самым статистическим данным.
Впервые форма федерального государственного статистического наблюдения N 1-БДД, сбор и обработка данных по которой ранее практически не были централизованы, была введена в действие с отчета за I полугодие 1999 года постановлением Госкомстата России от 29.12.1998 N 135.
Разработкой и согласованием формы отчета занималось, понятное дело, МВД России. И занимается по сей день.
Сами нарисовали – сами и отчитываемся. Это нормально.
Кроме сведений о нарушителях ПДД, Статистике по ДТП и сведениях о количестве состоящих на учете ТС, данная форма содержит и сведения о количестве полученных водительских удостоверений.
Постановлениями Госкомстата России от 13.06.2002 N 137 и Постановлениям Росстата от 27.06.2006 N 23; от 14 декабря 2007 г. N 102 и .В формы отчетности вносились некоторые изменения, которые нашей темы не касаются.
В отчетах фигурировала статистика по образовательным организациям по их ведомственной принадлежности: Минобрнауки России, Минобороны России; Росавтодор; ДОСААФ России; ВОА; ОСТО (до 2006 года); специализированные юношеские автомобильные школы (что это вообще такое?); и некие «ИНЫЕ». А также после самоподготовки, таковая тогда еще существовала. Смысл такого разделения изначально отсутствовал, ибо все эти организации, кроме, пожалуй, Минобороны, занимались в основном обучением на коммерческой основе.
Тот же самый ДОСААФ, например, для поддержания штанов, так как на подготовке военных водителей по ВУС (по направлению Военкоматов) много не заработаешь.
«Иные» составляли большую часть подготовленных водителей.
Кроме прочего в форме отчета все еще имелась информация о сдавших все экзамены с первого раза. То есть по схеме «пришел - сдал сразу все экзамены - получил ву».
К сожалению, в архивных папках показателей состояния дорожного движения на сайте ГИБДД РФ эти отчеты по какой-то причине отсутствуют. То есть их нет. По аварийности есть, по зарегистрированным ТС есть, по количеству сдавших экзамены – нет. Хотя они там были. Почему их нет?
В 2012 году вышел очередной приказ Росстата от 26 декабря 2012 г. N 660
Тут в отчете и появились графы о количестве сдавших с первого, второго, третьего и четвертого и более раз с разделением по теоретическому и двум практическим экзаменам. То есть, была фактически скрыта информация о сдавших с первого раза по схеме «Пришел - сдал сразу все экзамены - получил ву».
2013 год ознаменовался сразу двумя приказами Росстата по данной теме: от 2 августа 2013 г. N 305 и от 15.11.2013 N 450: убрали самостоятельно подготовившихся в связи с отменой «экстерна» и добавили категории и подкатегории и графу «замена национальных удостоверений» и выдача международных ву..
2014 год Приказ Росстата от 21 января 2014 г. N 42 – без существенных изменений.
И, наконец, 2017 год. Приказ Федеральной службы государственной статистики от 7 декабря 2017 г. N 810.
Первое. Из таблицы статистической отчетности исчезли все эти ВОА и ДОСААФы, всех стали гладить одной гребенкой.
Второе. Внимание! Исчезли сдавшие со второго и последующих раз.