Найти тему
Творческая душа

Джузеппе Арчимбольдо

Джузеппе Арчимбольдо (Giuseppe Arcimboldo, 1526 или 1527, Милан, Италия – 11 июля 1593, Милан, Италия) – итальянский художник и декоратор, считается одним из самых ярких представителей маньеризма. Детство и молодость провел в Милане, затем в 1562 году был приглашен ко двору императора Священной Римской империи. Арчимбольдо служил Габсбургам на протяжении 26 лет, сначала в Вене, а затем – в Праге. После чего вернулся в Милан, продолжая при этом выполнять заказы императора Рудольфа II до самой смерти.

Точная дата рождения Джузеппе Арчимбольдо неизвестна. Он появился на свет, по разным данным, в 1526 или 1527 году в Милане – одном из крупнейших итальянских центров торговли, науки и искусства. О детстве будущего живописца тоже почти не сохранилось сведений. Однако известно, что с малых лет Джузеппе стал помогать в работе своему отцу – художнику Бьяджо Арчимбольдо, который в числе прочих занимался украшением Миланского собора. В соборных мастерских Джузеппе не только учился живописи, но и постигал азы ремесел. Вместе с отцом он готовил картоны для витражей и благодаря своему таланту и фантазии стал набирать популярность.

В 1551 году король Фердинанд, оказавшийся в Милане проездом, заказал Арчимбольдо пять гербовых щитов. Совсем скоро Фердинанд станет императором Священной Римской империи. Большой ценитель искусства, однажды он вспомнил о талантливом миланском живописце и пригласил Джузеппе ко двору. Художник прослужил придворным портретистом при Фердинанде I всего два года. Но когда в 1564 году на трон взошел Максимилиан II, положение Арчимбольдо при дворе только упрочилось. Его картины были очень популярны и высоко ценились правителем, кроме того, художник был главным советником императора по живописи и занимался пополнением его коллекции предметов искусства. Уже тогда Арчимбольдо пишет свои «метаморфозные» портреты, создавая первую серию «Времена года».

Но одной лишь живописью обязанности Джузеппе не ограничивались. Еще большую славу при дворе он снискал благодаря неуемной фантазии в организации императорских праздников, карнавалов и турниров. Получивший титул «Мастера празднеств» Арчимбольдо создает для всех этих мероприятий роскошные декорации, эскизы костюмов и фантазийные маски.

Кроме того, иногда художника сравнивали с Леонардо да Винчи, поскольку он тоже испытывал немалый интерес к разнообразной технике. Позже Арчимбольдо создаст музыкальный инструмент под названием «цифровой клавесин», мелодии для которого записывались на бумаге с помощью цветовых пятен.