#realpolitik
Одной из главных интриг прошедшего Парада Победы стало внезапное участие в нем глав шести бывших советских республик. Единственным лидером, чей визит был заранее спланирован и широко освещался в прессе, был Президент Кыргызстана Садыр Жапаров. Прилетев в Россию загодя, он съездил на места боев подо Ржевом, встретился с Мишустиным и провел переговоры с Владимиром Путиным. Однако за день до предстоящих торжеств в российской столице ему решили составить компанию еще шесть руководителей из Казахстана, Узбекистана, Таджикистана, Туркменистана, Армении и Республики Беларусь.
Садыр Жапаров, который рассчитывал за время визита собрать максимальный профит у России, под его конец сам оказался не у дел. Узнав, что на завтрак к Путину приглашен президент Таджикистана, с которым у Кыргызстана конфликт, Жапаров отказался делить с ним трапезу и не присутствовал за общим столом. Не увидели журналисты за завтраком у Путина и ближайшего соратника Кремля Александра Лукашенко. Сославшись на срочные дела у себя в стране, он отбыл из Москвы сразу после проведения торжественной части.
Столь сумбурные действия союзников Кремля говорят о несогласованности протокольных мероприятий и свидетельствуют о спешке, в которой пришлось решать геополитические вопросы российским властям перед 9 Мая. Что сыграло решающую роль в срочном приезде глав постсоветских стран: личная ли просьба Путина, желание получить преференции за свой визит или экономическая и политическая зависимость от бывшей метрополии, станет ясно чуть позднее. Мне же представляется, что центральную роль в «убеждении» сыграл совсем другой человек, который в день Победы находился за много тысяч километров от российской столицы…
За два дня до торжественной даты на лентах информагентств появились сообщения о коллективном приглашении президентов стран Центральной Азии посетить Китайскую Народную Республику. Приглашения от председателя КНР Си Цзиньпина получили: президент Узбекистана Шавкат Мирзиеев, глава Казахстана Касым-Жомарт Токаев, Кыргызстана – Садыр Жапаров, Таджикистана – Эмомали Рахмон и Туркменистана – Сердар Бердымухамедов. Ожидается, что они посетят Китай с 16 по 20 мая и примут участие в совместном саммите.
Если соотнести время принятий решения среднеазиатских государств о коллективной поездке в Москву и приглашения лидеров этих стран неделей позже, то у меня есть стойкое убеждение, что столь срочный сбор глав соседних стран, говорит о согласованности действий стран по линии Китай – Россия с одной стороны, и по оси Китай – Средняя Азия с другой. Не исключено, что в этом «тройственном союзе», Москва попросила Пекин надавить на глав стран Центральной Азии для их визита на 9 Мая на Красную площадь.
Дополнительным подтверждением этой версии могут служить «каменные» лица лидеров среднеазиатских государств во время парада на Красной площади, словно отбывающие повинность за свой визит. Не исключаю, что произошедшее может быть и частью более глобальной игры. Следуя этой логике, напомню, что на днях с официальным визитом в Южную Корею, впервые за много лет приедете премьер-министр Японии, а в самой Стране восходящего солнца власти собираются открыть представительство НАТО.
Все это говорит о желании Пекина иметь дополнительного туза в рукаве при глобальной игре с США. Несколько дней назад, американский посол в КНР провел переговоры с главой иностранных дел Китая, что может свидетельствовать о потеплении отношений между этими странами. В этом случае Россия может стать важной картой при дележке «глобального» пирога, где РФ станет тем самым джокером, обладание которым неизбежно приведет одну из сторон с упрочением своих позиций. По сумме этих фактов Китай возможно пошел навстречу пожеланиям Кремля и обеспечил коллективное участие среднеазиатских правителей в параде в Москве.
Рассчитывая, в свою очередь, на сговорчивость Москвы при осуществлении геополитических раскладов, Китай был бы не прочь оказать ей небольшую любезность, о последствиях которой расскажут на следующей неделе Си Цзиньпину его гости из стран Средней Азии, побывавшие в Москве.