Найти тему

Любимая старшим поколением картина Татьяны Яблонской "Утро", которая круто изменила судьбу ее дочери

175 прочитали
Фото автора
Фото автора

Те, кто жил и учился в СССР, наверняка хорошо знают эту картину. По ней многие из нас писали сочинения, а после первой же публикации репродукции «Утра» в журнале «Огонек» она появилась буквально в каждом доме.

Картина «Утро» создана художницей Татьяной Яблонской в 1954 году, и ее нередко считают аллегорией хрущевской «оттепели».

Вряд ли возникает вопрос – почему эта картина стала так популярна. Достаточно хотя бы раз увидеть ее, и ты понимаешь, почему это полотно полюбилось всем. Как верно заметила критик Наталья Нехлебова «…человечность, теплота, свежесть картины стали символами оттепели. Летящее движение рук девочки и нежность утра создавали у современников ощущение надежды и начала нового времени».

Фото автора
Фото автора

В общем, эта картина с момента своего появления стала жить своей, совершенно особенной жизнью. И мало кто догадывался, что девочка, изображенная на картине, на самом деле существовала, а ее судьба оказалась неразделимо связана с этим полотном.

В «Утре» изображена старшая дочь художницы — Лена. А зарядка, которую делает девочка — не зарядка, а разминка перед выполнением гимнастической позиции «Ласточка» (в юности Лена занималась балетом и гимнастикой).

О создании картины дочь Яблонской рассказывает: «Я вставала пораньше. Позировала. Мама делала наброски. Зарисовывала комнату и уходила в мастерскую… На балконе в ящиках цветы — моё серьёзное увлечение, я мечтала стать биологом. Жаль, не вошли, хотя и были на набросках, рамки с коллекцией бабочек. Они висели над кроватью.

Школьная форма на стуле — отдельная гордость. Утюги тогда были очень неудобными, а галстук и ленты надо было гладить каждый день. Я натирала их о раскалённую настольную лампу. Кувшин на столе — очень редкий, чешский. Его мама привезла из первой командировки за границу. И та полосатая скатерть, что на столе, служила нам долгие годы».

А теперь о роли картины в судьбе дочери художницы. Репродукцию «Утра», опубликованную в «Огоньке» в 1954 году, увидел мальчик из Казахстана, Арсен Бейсембинов. Увидел и влюбился в героиню. А потом подрос, уехал в Москву и поступил в Художественную академию имени Строганова, где и встретил ту самую девочку с картинки — Лена училась там же. Ребята быстро подружились, хотя свою «нарисованную» возлюбленную Арсен узнал в девушке не сразу. После окончания первого курса Лена приехала в гости к его семье в Казахстан, увидела на стене комнаты ту самую репродукцию и сказала — «Это я».

Сомнений в том, что встреча Арсена и Лены — это судьба, больше не оставалось. Молодые люди закончили обучение в Москве, поженились и уехали жить в Алма-Ату. Там они прожили вместе 40 лет и воспитали сына, который тоже стал художником. Вдвоем они рисовали мультфильмы, иллюстрировали детские книги и были счастливы.

В 2000 году Арсен ушёл из жизни. К сожалению, вместе взглянуть на «Утро» в Новой Третьяковке им так и не удалось — в молодости было не до того, а в зрелом возрасте добраться до музея мешала работа.

А эта картина была и остается с нами, она стала частью нашей жизни и кажется, что буквально встроилась в нашу генетическую память.

Солнечное утро. Тоненькая как деревце девочка-подросток только проснулась. В открытые окна врывается шум улицы и свежий ветерок. Ощущение молодости, счастья, свободы...

Так и остался с нами этот выхваченный из реальной жизни момент непосредственного, искреннего счастья.

Только небо, только ветер, только радость впереди…

Фото автора
Фото автора

Ну, вот пока и всё на сегодня.

Надеюсь, что вы прочитали эту публикацию с пользой для себя.

Приглашаю вас на свой канал, где уже есть и еще будет много всего полезного для души, сердца и ума. Уверен – здесь вы обязательно найдете себе что-нибудь по вкусу и не зря потратите время.

На этом смею закончить и откланяться.

Текст и фото автора
Текст и фото автора

Подписывайтесь на мой канал, ставьте лайки, оставляйте комментарии и заглядывайте на огонек. А я постараюсь сделать всё возможное, чтобы вы получили от моих публикаций максимальную пользу и удовольствие.