Найти в Дзене
Ариф Гюль

Азербайджанцы - азербайджанские тюрки.

Азербайджанцы – азербайджанские тюрки.

 Азербайджанские тюрки XIX век.
Азербайджанские тюрки XIX век.

Даже если говорить о нач. XX в. представители азербайджанской политической и интеллектуальной элиты того времени поль-зовались термином «азербайджанские тюрки» для обозначения формирующейся нации. В мировой науке имеется огромное множество определений понятия «нация». Ещё в нач. XX в. известный русский философ Николай Бердяев подчёркивал, что «…нация не поддаётся никаким рациональным опре-делениям». Использование термина «нация» связано с Великой Французской революцией конца XVIII в.

XIX век в европейских странах стал «веком национализма», нации превратились в доминирующий фактор мирового политического процесса. Современные нации являются продуктом современной эпохи: европейские с XIX в., а мусульманские XX в. Так, большинство современных наций

- 2 -

сложились из разных этнических общностей в процессе совместной жизнедеятельности в рамках единого государства. Например, во время образования французского государства в конце XVIII века, только ок. 3-х млн. населения страны из 12-ти говорили по французки, и могли считаться этническими французами. ( Тишков В. Дилеммы развития России. Этногенез. , 1992г. № 2, стр. 77). Азербайджанские тюрки являются наиболее крупным по численности народом Кавказа. И в мире насчитывает 30-40 млн. чел., в Иране 20-30млн., в Азербайджане ок. 9млн., в Грузии 300 тыс., в Дагестане 130 тыс. Язык азербайджанских тюрков вместе с турецким, туркменским и гагаузским языками относится к огузской (юго-западной) группе тюркских языков. До 20-х гг. ХХв. в письменности азербайджанские тюрки использовали арабский алфавит, а 1929г. полностью была советской властью заменена на латинский. Под всякими

- 3 -

предлогами в 1940г. письменность азербайджанских тюрков перевели уже на кириллицу. Естественно всё это нанесло непоправимый удар по образованию, науке, культуре и реально оторвало азербайджанских тюрков от своих исторических корней. Уже мало кто мог, то есть единицы читать арабские тексты тысячилетней историей, эпиграфические памятники и надписи на могилах своих предков. В 1991г. независимый Азербайджан перешёл вновь на латиницу.

В советский период, к сожалению проводилась политизированная фальсификация этнической истории азербайджанских тюрков, последствия этого до конца ещё не преодолены, то есть советская научная школа о происхождении азербайджанских тюрков остаётся и сегодня в русскоязычной литературе с ссылками на исторический период царской и советской

- 4 -

историографии. «Научное» фантазёрство об иранском и кавказском происхождении азербайджанских тюрков и сегодня имеют особую политизированность. Это затуманить самосознание азербайджанских тюрков, оторвать от исторических корней тюркского мира, современной Турции и других тюркских стран и народов. Это делают не только тюркофобы, но и ярые антитюркисты. Доминирующая роль в формировании современных азербайджанских тюрков принадлежала именно тюркским племенам. Тюрки всегда, во все времена были на Кавказе – скифы, гунны, тюрки Тюркского каганата, хазары, турки-сельджуки, татары Золотой орды, турки-османы. Кавказ являлся одной из колыбелей тюрков. Об этом свидетельствуют и материалы раскопок, представленные во многих музеях по всему Кавказу. Ещё в 1965г. академик З. Буниятов писал: «Принять, что тюркизация произошла в ХI – XII вв.., как это делают некоторые

- 5 -

исследователи, было бы ошибочным. Считать тюрков каким-то пришлым, инородным элементом на территории Азербайджана – также неверно, ибо в данном случае игнорируются большие компактные местные тюркские племенные образования». Кавказ является одной из колыбелей древних тюрков. Ведь скифы и тюрки-огузы один народ. С III века усиливается проникновение и массовое оседание тюрков (гуннов) – булгаров, савиров, оногуров, кангаров, барсилов, хайландуров и др. Именно с гуннскими корнями связано начало процесса создания современного азербайджанского этноса. Гунны активно смешивались с местным населением особенно с современными народами Дагестана – аварцами, даргинцами и наиболее с табасаранцами нижнего Табасарана. В 503г. гунны-савиры через Дербентский проход

- 6 -

вторглись вглубь Южного Кавказа, захватили подконтрольные государству Сасанидов территории. Персидская держава сасанидов уже тогда использовала тюрков-наёмников в военных целях. Как сообщает пехлевийская «Книга деяний Ануширвана», сохранившаяся в переводе на арабский язык, в 37-ой год царствования Хосрова I , т.е. в 568г., свыше 50 тыс. 4-ёх тюркских племён из Северного Кавказа по их желанию были поселены иранским шахом в Азербайджане, в том числе и Южном и наделены землёй. Тюрки обеспечивали сасанидов войсками в их армии. Тюркский язык стал доминирующим, что подтверждается множеством тюркских заимствований в гаргарском, удинском и древнегрузинском языках, а также в «Истории албан» Моисея Каланкайтукского (VII в.) Арабский автор IX в. Абу Мохаммед Абдул ибн Хишам сообщает о донесении советника

- 7 -

халифа аль-Джурхуми (VIIв.) омейядскому халифу Муавийе I (661-680гг..) об Азербайджане «Это земля тюрков» - говорит он. В VII -VIII вв.. на территории современного господствовали хазары и вели войны с арабами. Хазары легко принимали ислам и арабский полководец Мерван на территорию Арана ( междуречье Куры и Аракса ) поселил ок. 40 тыс. хазар, принявших ислам. Тюркский фактор характеризуется решающей ролью тюркской гвардии и тюркских по происхождению военоначальников в армии династии Аббасидов. Их численность достигала 20-40 тыс. воинов и соответственно с семьями до 200 тыс. чел. Этническая близость пришедших в XI в. огузов , т.е. турков-сельджуков к тюркам гуннского происхождения ( от булгар III – IVвв.. до хазар VIII – X вв..) стали коренным населением Азербайджана. В исламском мире господствовал арабский язык и частично персидский, а тюркский был языком армии. И в христианской Европе

- 8 -

были латынь и древнегреческий и только в XVI – XVII вв.. началось распространение письменности на национальных языках и лишь в XIX в. получило широкое распространение. В последующие периоды истории при государственных образованиях на территории совр. Азербайджана азербайджанские тюрки были титульным этносом этих государств и формировали политические элиты государственных образований на данной территории. Азербайджанские тюрки утратили своё особое положение после присоединения в начале XIXв. Северного Азербайджана к царской России, с господствующей, влиятельной германо- австрийской элитой страны, находящихся под покровительством родственных царей Российской империи. Начиная с XVI в. тюркский язык в огромной империи династии Сефевидов стал главным государственным языком шахского двора, дипломатии и армии. Так, письма Сефевидских правителей османскому султану Селиму II, английской королеве Елизавете I Тюдор ( 1533-1603гг.),

- 9 -

австрийскому императору Фердинанду II (1619-1639гг.), принцу Саксонии и королю Польши Фридриху Августу ( 1694-1733гг.) и др. были написаны на тюркском языке. Важной, но можно сказать трагической вехой в истории тюрков Азербайджана является раздел Азербайджана между Российской империей и государством династии Каджаров. Гюлистанский и Туркменчайский договора, подписанные по итогам войны царской России и государства Каджаров (1804-1813 гг. и 1826-1828 гг.), и разделившие азербайджанские земли на две части. Именно после этого возникли термины «Северный Азербайджан» и «Южный Азербайджан». В дальнейшем царизм начал целенаправленную христианизацию аннексированных и ликвидированных азербайджанских ханств. Переселенных для этого из государства династии Каджаров и Османского халифата армян в основном разместили на землях Карабахского, Иреванского и Нахчыванского ханств.

- 10 -

20 мая 1810 г. в селе Гюлистан, недалеко от Шамахы, начались российско-иранские переговоры, которые в течение 18 дней вели царский генерал Тормасов и представитель Каджарского шаха Мирза Безюрг. Переговоры касались постановки артикулов, то есть статей договора, которые должны были составить основание перемирия, но не пришли к согласию и переговоры были прерваны. В июне 1810 г. войска Каджарского шаха двинулись к Карабаху, Гяндже и Памбаку и укрепились в Мегри. В нач. 1812 г. 20-тыс. шахская армия вошла в Карабах. В апреле того же года царское правительство выступило с новыми пунктами постановления о перемирии (Письмо Румянцева генералу Ртищеву от 7 апреля 1812 г.). В сентябре генерал Ртищев встретился в Карабахе с принцем Каджарского государства и вручил ему главные статьи перемирия, во 2-ом артикуле (пункте) которого граница между Российской империей и Каджарским государством была обозначена следующим образом: «От устья р.Куры со всеми ея рукавами до впадения в оную р.Аракса. Оттоль вверх по Араксу,

- 11 -

выше Мегри, продолжая черту межами ханств Карабагского и Нахичеванского, хребтами Алагезских гор вести оную на гору Салават, от сего же места до урочища Даралагеза, где соединяются межи ханств Карабагского, Нахичеванского, Эриванского и часть Елисаветпольского округа.» Во время переговоров в Асландузе шахская сторона потребовала уступки Дербендской, Кубинской, Бакинской провинций, а также Карабахского, Шемахинского, Шекинского ханств, Елизаветпольской и Шурагельской областей. Всё-же поражение шахских войск при Асландузе решило итог 1-ой царско-шахской войны в пользу Российской империи. Переговоры, продолжавшиеся между Российской империей и шахским государством 10 дней, закончились подписанием трактата (12 октября 1813 г.) вблизи карабахского сел. Гюлистан. По его условиям, шахское государство признало и подтвердило закрепление целиком за

- 12 -

Российской Империей Карабагского, Гянджинского, Шекинского, Шемахинского, Дербендского, Губинского, Бакинского ханств и Восточной Грузии, а также части Лянкяранского ханства. Генерал Ртищев согласился оставить за Ираном Мегринский округ Карабахского ханства. Пограничная линия, проходившая между Россией и иранским государством, нашла своё отражение во 2-ом пункте договора: «Начиная от урочища Одинабазара прямою чертою чрез Муганскую степь до Едибулукского брода на реке Араксе, оттоль вверх по Араксу до впадения речки Капанакчай, далее же правою стороною речки Капанакчая до хребта Мигринских гор, и оттуда, продолжая черту между ханств Карабагского и Нахичеванского, хребтом Алагезских гор до урочища Даралагеза, где соединяются межи ханств: Карабагского, Нахичеванского, Эриванского и части Елисаветпольского; потом от сего места межею, отделяющее

- 13 -

Эриванское ханство от земель Елисаветпольского округа, а так же от Шамшадиля и Казаха, до урочища Эшок-Мейдана, а от онаго по течению правой стороны речки Гамзачемена по хребту уже Бамбакских гор до угла межи шурагельской; от сего же угла до вверху снеговой горы Алагеза, а отсель по хребту гор межею Шурагельскою, до речки Арпачая». Договор должен был быть ратифицирован в течение 3-ёх месяцев. В последующем некоторые статьи трактата (договора) дали повод к дальнейшим переговорам, а затем привели к войне. 1-ый вариант Гюлистанского манифеста был подписан Александром I 12 декабря 1813 г. во Фрибурге. Но когда Ртищев в Санкт-Петербурге перелистывал манифест, он обнаружил, что в списке завоеванных Россией ханств отсутствуют Гянджинское и Карабахское. 16 января 1814 г., после исправления, новый вариант договора был отправлен императору.

- 14 -

Договор был ратифицирован императором Александром I 21 мая 1814 г. в Париже. 15 сентября в Тифлисе был произведен обмен текстов Гюлистанского договора между Российской империей и Каджарским государством. Несмотря на это, шахское правительство отправило Мирзу Абдул-Гасан хана в Петербург, где он просил Александра I об уступке Ирану Карабахского и Лянкяранского ханств. Когда царь отказался исполнить просьбу посланца, тот потребовал уступить Шурагель, но тоже безуспешно. Комиссия, созданная российской стороной для уточнения границ, приступила к работе совместно с иранской комиссией в апреле-мае 1815 г. И здесь возникли споры. В инструкции императора главнокомандующему на Кавказе Ермолову в июле 1816 г. говорится: «удостовериться, нельзя ли в Талышинском и Карабагском ханствах найти средства к удовлетворению Персии, проведя через них новую черту и стараясь во взаимство того получить другия выгоды».

- 15 -

Выгоды были чётко указаны Ермолову: «Всего полезнее было бы обменять приобретенную нами за Араксом землю на Эривань и Нахичевань; но зная, с каким упорством Персия уклонялась от уступки сих владений, никак нельзя надеяться, чтобы она ныне на то согласилась». 28 июля 1818г. царская Россия и Каджарское государство обнародовали новый вариант Гюлистанского договора, а 19 августа манифест был напечатан. В июне 1820 г. Аббас Мирза потребовал уступить Лянкяранское ханство, предложив взамен Мегри, который принадлежал брату карабахского хана Абдул Фетх хану, но Ермолов не согласился. По данным источника, в 1822 г. «с побегом последнего Карабахского владетельного хана в Персию, удалилось с ним и значительное число семейств мусульманских». Из этого явствует, что значительное число коренных жителей Карабахского ханства, т.е. тюрков Азербайджана, после завоевания царизма вынуждены были покинуть родные земли.

- 16 -

После подписания в 1823 г. договора между государством Каджаров и Османской империей Фатали шах поднял вопрос об изменении границ, установленных Гюлистанским трактатом между государством Каджаров и Российской империей. По Гюлистанскому договору, к России отошли в составе Карабахской области части Чугундурского и Кафанского магалов, расположенные в треугольнике, образуемом рекой Араз, его притоком Капанакчай и линией, проведенной к северу от Мегри. Шахские войска удерживали весь этот неразмежеванный треугольник, а русские занимали северо-западное побережье озера Гейча на севере Иреванского ханства, принадлежавшее государству династии Каджаров. По данным В.Потто, население Гейчи состояло из «татар», т.е. тюрков Азербайджана: «В этом величавом уголке природы располагались летом русские войска для окарауливания своих татарских кочевий». Говоря о жителях Мегри, он называет их «мусульманскими подданными Карабага«.

- 17 -

Царская Россия предложила шахскому государству уступить ему занятую Каджарами часть Карабаха, с удержанием взамен за царизмом берегов Гейчи. Начавшиеся переговоры по определению границ на обоих спорных пунктах не имели успеха в течение последующих 3-ёх лет. Личное свидание Мадатова (армянина, управлявшего Карабахом) с Аббасом Мирзой, состоявшее у Худаферинского моста, оказалось безрезультатным. В марте 1825 г. переговоры возобновились, и Ермолов предложил обменяться участками: часть Карабаха оставить за государством Каджаров, берега Гейчи – за царской Россией. По этому случаю был даже заключен предварительный акт. В параллельном замечании Аббас Мирзы и генерала Ермолова на акте разграничения (под писанном 28 марта 1825 г. Фатали ханом и генералом Вельяминовым) читаем: «Аббас Мирза желал иметь во власти все выходы в Шуралагезскую и Бамбакскую провинции, которыя с недавнего времени начинают населяться выходцами из турецких границ христианами и некоторою

- 18 -

частью мусульман.» Это показывает, что после царского завоевания Шурагельская и Памбакская «провинции» подверглись христианизации. По данным другого источника, в Памбак-Шурагельской дистанции «прежнее народонаселение (азербайджанские тюрки) совершенно изчезло, его заменили новые обитатели (армяне), и притом не раньше эпохи водворения русских за Кавказом. Так что редко можно отыскать между армянами старика, который был бы тамошним уроженцемНо после того как Аббас Мирза собрал военный совет и выступил против мира с царской Россией, акт был уничтожен. Взамен его Аббас Мирза предложил царскому правительству свои условия: «он не только не соглашался ни на какой обмен участков за Персией и карабагския земли и Гекчу и требовал, сверх того Ленкоранского ханства вместе с Ленкоранью». После вступления на престол Николая I (январь 1826 г.) царь отправил князя Меньшикова в государство Каджаров с предложением уступить часть Карабахского и Лянкяранского ханств, но при шахском дворе посланник был принят

- 19 -

холодно. Все это привело к новой войне между Россией и Ираном, в результате которой был подписан Туркменчайский договор (10 февраля 1828 г.). По этому документу, граница между царской Россией и государством была проведена по реке Араз. Подписание Туркменчайского (1828 г.) и Андрианопольского (российско-османского, 1829 г.) договоров создало благоприятную обстановку для переселения османских и иранских армян на исторические земли тюрков Азербайджана: «Население Армянской области очень пополнилось армянами, выходцами из Персии и Турции, после войн 1827 и 1829 годов. Значительная часть армян, населяющих Эриванскую губернию, не составляет ея давних обитателей, — они переселены сюда из Турции после войны 1827 и 1829 годов.» В последующем мы и сегодня видим исторические трагические итоги этого. Территория Республики Азербайджан фактически разделена ( историческая область Нахичеван. Расположен на правом берегу реки Нахчыванчай (Нахичеван-чай),

- 20 -

притока Аракса) практически отделена от Азербайджана территорией Армянской республики. С замыслом XIX века также разделены Анатолийские тюрки и тюрки Азербайджана и естественно Южный и Северный Азербайджан. Десятки миллионов тюрков – единого народа оказались разделённым народом. И сегодня антитюркские силы, тюркофобы всех континентов прилагают усилия – политические, финансовые, военные и идеологические чтобы воприпятствовать связям современных тюркских стран. И здесь важнейшим «МОСТОМ» является Зангезу́рский коридо́р (Сюни́кский коридо́р) – то есть транспортный коридор длиной ок. 40 км через территорию Сюникской области (Зангезура) Армении, в отношении которого были озвучены заявления президента Азербайджана Ильхама Алиева о намерении соединить с помощью него эксклав Азербайджана Нахичеванскую Автономную Республику (а через неё — Турцию) с остальной территорией Азербайджана. И это даёт возможность выхода Турецкой республики вместе с Азербайджаном через Каспий в Среднюю

- 21 -

Азию (Туркистан) и Казахстан. Этот «шёлковый путь выгоден не только тюркским странам, но и также Армении, Грузии, РФ, Китаю и Европе.