Найти в Дзене
СВЯТЫЕ ONLINE

Стихи и молитвы русского поэта Андрея Вознесенского

12 мая 1933 года родился будущий поэт-«шестидесятник» Андрей Вознесенский, художник и архитектор, лауреат Государственной премии СССР. «Матерь Владимирская, единственная, Первой молитвой – молитвой последнею, – Я умоляю, стань нашей Посредницей…» Это строки из стихотворения Андрей Вознесенского «Молитва». В разговоре об идейно-духовной сущности творчества Вознесенского тема религии, Бога является наиважнейшей. Сам поэт неоднократно обращался к этой теме в мемуарах, интервью, стихотворениях. Он, вспоминая оттепель, собственный «кризис взросления», замечал: «Выход был – в религиозную традицию, в литургические интонации, но это не столько моя заслуга, сколько генетическая память, которая подсказала их. Вознесенские – священнический род» Хотя в ранних произведениях он скорее склонялся к Маяковскому, к его системе ценностей, к его образам. Например, в первой поэме «Мастера» в 1959 году он писал: «Художник вегда трибун. В нем дух переворота, дух духовечности вечно» На встрече с представителя

12 мая 1933 года родился будущий поэт-«шестидесятник» Андрей Вознесенский, художник и архитектор, лауреат Государственной премии СССР.

«Матерь Владимирская, единственная,

Первой молитвой – молитвой последнею, –

Я умоляю, стань нашей Посредницей…»

Это строки из стихотворения Андрей Вознесенского «Молитва».

В разговоре об идейно-духовной сущности творчества Вознесенского тема религии, Бога является наиважнейшей. Сам поэт неоднократно обращался к этой теме в мемуарах, интервью, стихотворениях. Он, вспоминая оттепель, собственный «кризис взросления», замечал: «Выход был – в религиозную традицию, в литургические интонации, но это не столько моя заслуга, сколько генетическая память, которая подсказала их. Вознесенские – священнический род»

Хотя в ранних произведениях он скорее склонялся к Маяковскому, к его системе ценностей, к его образам. Например, в первой поэме «Мастера» в 1959 году он писал:

«Художник вегда трибун.

В нем дух переворота, дух духовечности вечно»

На встрече с представителями советской интеллигенции в 1963 году Никита Хрущёв крайне эмоционально отреагировал на реплику поэта о том, что он не член партии:

– Ишь ты какой Пастернак нашелся! Мы предложили Пастернаку, чтобы он уехал. Хотите завтра получить паспорт? Хотите?! И езжайте, езжайте к … бабушке, – в свойственной ему манере кричал советский лидер.

За границу Вознесенского выпускали, ездил он и в Европу, и в Америку. И стихов его почему-то не запрещали, как было с Евгением Евтушенко и Бэлой Ахмадулиной. Хотя стихи (всегда талантливые, безусловно) были разные. Писал Вознесенский поэму «Лонжюмо» – о созданной во Франции Лениным школе для российских большевиков. Писал шлягеры – «Плачет девушка в автомате», «Миллион алых роз».

Но, видимо, «генетическая память» взяла свое. Хотя и далеко не сразу. Андрей Вознесенский стал православным незадолго до смерти. Протоиерей Владимир Вигилянский, знакомый с поэтом несколько десятилетий, вспоминал: «Я уговаривал его креститься, но Андрей долгое время считал, что ему это не нужно, потому что у него особых отношения с Богом – без посредников. Он покрестился, лишь когда уже был очень болен». Он начал понимать, что без благословения нет настоящей поэзии. И тогда писал так:

«Благослови, Господь, мои труды.

Я создал Вещь, шатаемый любовью,

Не из души и плоти – из судьбы».

Последним его произведением стала поэма «Последние семь слов Христа». Повторения слова «последние» в этой фразе не случайно, это не стилистическая ошибка. Это было написано в 2010 году. Подобно Спасителю на Кресте, поэт обращался к Богу-Отцу:

«Над Отчизной хохочет дьявол.

Реет пепл родных очагов.

Для чего Ты меня оставил?

Отче, Господи, отчего?»

По мысли святителя Димитрия Ростовского, это было второе слово Спасителя на Кресте: «Боже Мой, Боже Мой! Для чего Мы Меня оставил (Мф. 27:46).

Первым же стала молитва о распинающих: «Отче! Прости им, ибо не знают, что делают» (Лк. 23:34).

А последним – еще одно обращение к Богу: «Отче! В руки Твои предаю дух Мой» (Лк. 23:46).