Интерес к памятникам промышленной архитектуры возник в Западной Европе и США с наступлением новой постиндустриальной эпохи. В 1973 г. состоялась первая международная конференция по сохранению индустриального наследия, был создан Международный комитет по сохранению индустриального наследия. Теоретические модели осмысления значимости промышленной архитектуры были реализованы в международном практическом опыте. В список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО были включены более пятидесяти индустриальных памятников в различных частях света. На базе заводов, плотин, электростанций, железнодорожных, портовых и иных транспортных сооружений, на мельницах создано множество музеев, тематических парков, галерей современного искусства. Сегодня они являются средством развития территорий, формирующих их имидж и инвестиционную привлекательность.
В России индустриальные объекты воспринимают, прежде всего, как функциональную, а не как мемориальную составляющую городского пространства.
Стоит отметить, что последние годы в центральной части города Тюмени произошли позитивные изменения в сохранении культурного наследия. Однако наблюдается утрата многих памятников промышленной архитектуры, в связи с чем, необходимо продумать возможности сохранения и использования оставшихся из них.
Промышленное (индустриальное) наследие, являясь частью материального культурного наследия, определяется как совокупность строений и артефактов. Под термином «индустриальное наследие» Г.Г. Григорян понимает «памятники массового индустриального производства, относящиеся к периоду с конца XVIII до середины XX вв. Это предприятия, вокзалы, энергетические производства, а также агрегаты и механизмы».
Дадим общую характеристику наиболее значительным промышленным объектам Тюмени, появившимся на рубеже XIX-XXвв., и отметим положительные тенденции в музеефикации архитектурного, промышленного наследия. Все доступные для изучения промышленные объекты можно условно разделить на три основные группы. К первой отнесём утраченные объекты: старое здание железнодорожного вокзала (построен в 1885 г., снесён в 1974 г.); старое здание чугунолитейного завода Н.Д. Машарова; здание бывшего казенного винного склада (в советское время завод «Пластмасс») (построен в 1900 г.); бывшие мельницы купца А.И. Текутьева. Ко второй группе отнесём сохранившиеся, но требующие реставрации объекты; либо уже отреставрированные объекты; станция Тура (ул. Пристанская, 13, построена в 1885 г.); пристанские сооружения (пакгаузы, ряж. – (деревянный сруб, погружаемый в грунт и заполняемый обыкновенно сухой, вязкой, жирной глиной или булыжником.)); первая городская электростанция (ул. Госпаровская, 33, построена в 1893 г. См. Рис. 3.); пожарная каланча (ул. Осипенко, 35. См. Рис. 4.); водокачка.
В 2021 году положительные изменения произошли в отношении пожарной каланчи, которая была куплена крупным тюменским застройщиком за 11 млн рублей. Владельцем "белой башни" стал предприниматель Алексей Ионин. Памятник был приобретен с условием, что облик здания должен остаться прежним. Это крупный шаг в направлении сохранения памятников промышленной архитектуры в нашем городе.
Существенное преображение произошло со зданием городской электростанции. Здание купила компания тюменского бизнесмена Сергея Вобликова, который имеет большой опыт в области реконструкции старинных домов в городе. Электростанция стала первым историческим проектом, за который он взялся. Была проведена реставрация стен, фундамента и крыши. Удалось сохранить внешний исторический вид, а также серьезно преобразовать внутреннее убранство. У здания появился второй этаж.
К третьей группе относятся объекты, находящиеся в эксплуатации или пригодные к использованию: водонапорная башня (ул. Орджоникидзе, 56, построена в 1914 г.); завод минеральных вод М.К. Петухова (ул. Герцена, 76); Из перечисленных объектов третьей группы наиболее рационально, на наш взгляд, используются водонапорная башня.
Летом 2022 года приступили к реставрации водонапорной башни. По проекту башня станет шестицветной. Перед этим стены очистят до кирпичного основания. Основной цвет башни останется неизменным. При осуществлении реставрации кирпичной кладки будет использоваться керамический кирпич, цветом и фактурой соответствующий существующему. На сегодняшний день реставрационные работы продолжаются.
Можно выделить интересный тюменский опыт 113-летнего использования исторического здания аптеки по ул. Республики, 21, по его первоначальному функциональному назначению. Здание имеет высокие потолки, витражи, деревянные витрины с лекарствами. Внутри размещена уникальная фотолетопись становления старейшей городской аптеки, история которой началась в 1910 г. Купчиха из Екатеринбурга Аграфена Ивановна Соколова, с разрешения Тюменской городской думы, торговала в здании ядами и аптекарскими товарами. Магазин товарищества наследников Соколовой имел широкую специализацию: здесь продавали фото- и электротехнические принадлежности, канцтовары, всё для занятия живописью, пиротехники, пряности, средства от насекомых. В декабре 1919 г. аптека была национализирована, а в 1922 г. открылась снова как магазин санитарии и гигиены, ассортимент почти не изменился. В настоящее время старейшая аптека стала одним из пунктов в городских экскурсионных маршрутах.
Памятники промышленной архитектуры сложно поддаются художественному включению в объекты познавательного и культурного туризма. Их необходимо сохранить в Тюмени, как городе, который в начале XX в. находился на пике промышленного бума и был экономическим центром Западной Сибири. Процесс активизации и модернизации исторической среды, в частности сохранение и восстановление памятников промышленной архитектуры, набирает обороты. Они используются в качестве привлекательного туристического ресурса и расширения исторического пространства городской инфраструктуры. Одновременно восстановленные памятники могут быть использованы в качестве социальных объектов культурно-просветительского назначения. Памятники промышленности могут стать брендом региона, тем самым способствуя популяризации истории города. Под понятием бренд мы понимаем объект, способный стать символическим воплощением комплекса информации, связанного с определённым продуктом или услугой. Кроме того, имеется реальная возможность музеефикации сохранившихся объектов и разумного использования их в туристических целях.
Подводя итог обзору, отметим, что используя инновационные механизмы взаимодействия музеев, власти, бизнеса, можно рассчитывать, что удастся не только спасти памятники индустриального наследия, но и сделать их рычагом экономического развития региона. В Тюмени необходимо продолжить музеефикацию наиболее значимых производственных объектов, использовать их артосмысление. Создавать музеи, видовые, культурно-досуговые или спортивные площадки, проводить обзорные и тематические экскурсионные маршруты. Это станет важным механизмом трансляции и сохранения историко-культурного наследия, активного использования этих объектов в культурном туризме.
Автор: Николаев Н.В.