Дезертировавший под самый занавес войны во Вьетнаме Кейн Адамсон оказывается в раздираемом противоречиями Белфасте. У них тут своя война. До Адамсона никому нет дела, хоть мир и не без добрых людей. Добрые – они же беззащитные.
Персонаж Матьё Каррьера сбегает от войны, но первые, кого он встречает в Белфасте – военные. Взрыв в церкви он воспринимает с абсолютным спокойствием, привычно констатируя смерть одного из пострадавших и закуривая. На автобусе висит насмешкой слоган: «Остановите насилие», в то время как воздух сотрясает гром от перестрелок католиков и протестантов. Местные детишки весело разыгрывают расстрел – явно не из собственных фантазий. Медсёстры смотрят новости, саркастично подмечая, что с экрана только и вещают: взрывы да убийства. Хозяин таверны грозится угостить топором ретивых клиентов. Единственным собеседником становится вьетнамец, встреченный в ночлежке, торгующий собственным телом – такой же скиталец, которому Кейн готов подарить медаль, полученную за истребление его народа.
Праздник жизни в общежитии – явно то, что не вписывается в эту картину. Адамсон хотел бы там оказаться. Он отправляется туда без каких-либо намерений. Однако его визит оборачивается трагедией. Почему? Среди психологов есть такое мнение, что самоубийство - это своеобразный акт агрессии, направленной на себя. Перед человеком, подавлявшим свои негативные эмоции, встаёт выбор - убить всех вокруг - или же избавить их от себя. Зритель не знает, что Кейн испытал во Вьетнаме, но именно там он пытался покончить с собой. А ведь согласно некоторым верованиям душа самоубийцы обречена на прямую дорогу в Ад.
Для понимания авторской задумки стоит так же обратить внимание на говорящее имя персонажа. Кейн Адамсон - что буквально можно перевести как «Каин, сын Адама». Если вспомнить Бытие, первенец Адама и Евы стал первым убийцей в истории человечества, отправившим к праотцам собственного брата. В широком понимании все люди - братья, и любую войну можно назвать братоубийственной - если, конечно, речь не идёт о войне с арахнидами с планеты Клендату. За пролитую кровь Господь проклял Каина, сделав того «изгнанником и скитальцем на земле». Что сам Каин расценил как «наказание моё больше, нежели снести можно».
Путешествие по Белфасту заканчивается так же, как во Вьетнаме. Что вполне можно воспринять, как прохождение очередного круга Ада, в который обратилась Земля, раздираемая войнами. Примерно с подобными мотивами писался сценарий «Рожденного для ада», будучи вдохновлённым историей Ричарда Спека, который в 1966 году пробрался в женское общежитие и убил 8 медсестёр. Авторы поместили его вымышленный аналог в более современный контекст, в попытке показать, что война - не где-то там далеко, и что вернувшиеся оттуда приносили войну с собой в душе.
Снятый совместными усилиями европейских кинематографистов, сейчас этот фильм скорее можно найти в упоминаниях истоков слэшеров. Творение Дени Эру не обладает какими-либо особо выдающимися художественными достоинствами в сравнении с «Таксистом», вышедшим в том же году месяцем ранее. К тому же, производство вышло неровным, ввиду определённых разногласий между создателями фильма. Ведь сценарий сильно переписывался - над ним поработали целых пять человек. А так есть свидетельства от исполнителя главной роли, что большую роль в режиссуре фильма сыграл венгерский постановщик Геза Радваньи, который в конечном итоге из фильма выпал и даже не был указан в титрах ни как режиссёр, ни как сценарист. А Эру позже подвязался именно на деятельности продюсера, «Рождённый для ада» стал его предпоследней режиссёрской работой.
«Рождённый для ада» легко заподозрить в спекуляции на злободневных темах, принять за эксплуатэйшн – ибо итоговый результат смонтирован неровно, а музыка, скомпилированная из других работ, в том числе классиков, играет слишком часто не к месту, а режиссёр не гнушается злоупотреблять обнажёнкой. К просмотру сей раритет рекомендовать сложно. Только если интересуют похождения маньяков. Поскольку итоговый результат мог быть и лучше.
А что вы думаете о фильме? Поделитесь своим мнением в комментариях.