Вы ходили когда-нибудь в поход с ночевкой? Думаю, многие ответят на этот вопрос положительно.
А я первый раз пошла, будучи уже взрослым человеком. Нет, в школе я, конечно, ходила в однодневные походы, но это было совсем не то.
Мы с подругой поступили заочно в педагогический институт и нас направили в поселок Луговское, где только что открыли восьмилетнюю школу. До этого здесь была начальная школа, начиная с четвертого класса, дети ездили учиться в п. Раздольное, это 12 км. от Луговского, жили в интернате. Родители были очень рады, что их дети теперь будут дома, под присмотром. Классы маленькие, по два, три, пять, семь человек, только в первом классе – пятнадцать.
Мне дали классное руководство в пятом классе, состоящем из двух мальчиков и одной девочки.
Алеша Цыганов, добродушный, домовитый, с юмором. Стал прекрасным семьянином, мы с ним и сейчас иногда общаемся в соцсети «Одноклассники».
Вася Петров, серьезный, очень способный, о таких говорят, одаренный. Много читал, на уроке знал все ответы на вопросы, разбирался в технике, хорошо рисовал. Его могло бы ждать блестящее будущее, но после окончания школы, он пропал без вести. Вот так вот, отправился на лодке рыбачить и пропал, так и не нашли.
Алена Штромберг, импульсивная, с неустойчивой психикой девочка из неблагополучной семьи, и одновременно добрая и отзывчивая. Тоже ушла из этой жизни совсем молодой.
Основное предприятие поселка, расположенного на левом берегу Енисея - шпалоцех, Раздолинского лесоучастка Большемуртинского леспромхоза. Практически все взрослое население трудилось на этом предприятии. Работа шла в две смены. Летом, с началом навигации на реке, занимались отгрузкой произведенного материала на баржи.
Вместе с нами приехали ещё две молодые учительницы, после педучилища, их поселили в маленьком домике возле школы. Нам, на двоих с подругой, выделили однокомнатную квартиру, с мебелью, холодильником и электроплитой. Дрова (горбыль) привозили бесплатно. То есть создали все условия.
Сентябрь выдался на редкость теплым, ученики стали уговаривать молодых учителей сходить в поход на Бобровку. Так называется речка, впадающая в Енисей, как раз напротив поселка Язаевка, и место на берегу. Речушка не большая, но в устье широкая и глубокая. Согласились пойти со своими классами, только двое, учитель физкультуры – Марина Анатольевна, с седьмым и я с пятым. Из шестиклассников взяли брата Алексея Цыганова, Андрея.
Молодые были, не боялись пойти в незнакомое нам место, да еще взять ответственность за детей.
В пункте бытового обслуживания, нам выдали напрокат две палатки, котелок, спальники. Запаслись продуктами, теплыми вещами.
Дети в отличие от нас, знали всю местность в округе, ходили в поход не раз. Было непонятно, мы с ними пошли или они с нами, шесть мальчишек и две учительницы. Девочки не захотели идти, а некоторых не отпустили родители. Ребята договорились с местным жителем Виктором, чтобы он нас переправил на лодке через Бобровку и на следующий день забрал.
Стоянку разбили в живописном месте, на небольшой площадке у скал. С одной стороны Бобровка, с другой Енисей.
Первым делом поставили палатки и развели костер, мальчишки, как бывалые туристы, захватили и дрова на растопку. А уж поддерживать огонь, хвороста вокруг достаточно, только собирай. Заодно вспомнили, как можно развести огонь без спичек, попробовали несколько способов. Как не крутили палочку по куску дерева, ничего не получилось. А вот с помощью зеркала, смогли воспламенить пучок сухой травы.
Провели ревизию продуктов, решили сварить картошку с тушенкой. Мы с коллегой, начистили корнеплоды, забросили в котелок с горячей водой, добавили банку тушенки, лук и соль. Пока готовилась еда, Марина осталась контролировать процесс, я с мальчиками, пошла, осмотреть окрестности.
В лесу попадалась брусника, спелая, с легкой горчинкой. Наелись и собрали немного. Наломали веточек дикой смородины, чтобы добавить в чай, он тогда получается душистый, ароматный. В чем только вскипятить воду? Кроме котелка у нас было ведро, в котором несли картошку. Остатки картошки высыпали на траву. Ведро отмыли, благо воды вокруг, сколько хочешь, целых две реки, и заварили чай в нем.
Аппетит на природе у всех был просто зверский. Разложили по тарелкам тушеную картошку, нарезали хлеб, свежие помидоры, сало. Быстро все умяли. Чай уже пили не спеша, с конфетами, пирожками, печеньем.
Помыли посуду, немного отдохнули и пошли играть в мяч, Марина Анатольевна подготовила много интересных игр с ним.
Незаметно стемнело, сели у костра, опять пили чай, разговаривали, рассказывали разные истории. Засиделись почти до полуночи, ребята стали зевать, и мы разошлись по палаткам. Мальчишки у себя еще немножко пошушукались, посмеялись и затихли. Я всё никак не могла уснуть, непривычно, да и соседка моя, как оказалось, храпит. Тихонько выбралась, решила посидеть немного на берегу. Вокруг тишина, только слышен плеск воды, свист какой-то ночной птицы. Подняла голову, молодой серпик луны светит, звезды яркие такие. Вдруг, чирк, одна упала, эх, даже желание загадать не успела.
К утру стало зябко, над Енисеем стелился легкий туман. Быстренько разожгли костер, вскипятили чай, позавтракали. После горяченького, стало теплее, да и солнышко разогнало туман, согрело землю.
Мальчишки пообещали наловить рыбы на уху, побежали с удочками к Бобровке. Действительно, наловили немного ельцов и окуней. Рыбный суп получился очень даже не плохой. Во время обеда, уже пришла лодка за нами, пора возвращаться домой. Виктор попробовал нашу уху и похвалил, а ещё он захватил с собой фотоаппарат, благодаря ему, у меня появились эти любительские фото из похода.
После этого похода, мы лучше узнали детей, а они стали нам доверять и относиться с большим уважением, так сказать, проверку прошли и стали своими.
В Луговской школе я проработала три года, но до сих пор с теплотой вспоминаю окружающих меня людей, своих первых учеников и тот осенний поход на Бобровку.