Найти тему
Московский пенсионер.

Суздаль-2015 (часть 4 - Спасо-Евфимиев мужской монастырь).

Спасо-Ефимиев монастырь.
Спасо-Ефимиев монастырь.

Раз уж я начал про монастыри Суздаля рассказывать, то продолжу эту тему. Спасо-Евфимиев монастырь расположен на левом берегу реки Каменка в северной части Суздаля. Основан он в 1352 году суздальско-нижегородским князем Борисом Константиновичем, как мужская обитель и, одновременно, крепость, призванная защищать город не только от внешних, но и внутренних врагов. Сначала он назывался Спасо-Преображенским. Идейным вдохновителем строительства монастыря на этом месте и его духовным основателем стал Евфимий Суздальский – первый игумен этого монастыря, ныне причисленный к лику святых. В честь него монастырь позднее был переименован.

Стена монастыря.
Стена монастыря.

Деревянные монастырские постройки сгорели в начале XVII века во время польско-литовского нашествия, после чего монастырь стал обрастать новыми крепостными стенами с мощными оборонительными башнями, которые даже издали были видны над высоким берегом реки. К концу XVII века Спасо-Евфимиев монастырь входил в число пяти крупнейших монастырей России, здесь велось активное каменное строительство.

-3

В 1766 году по распоряжению Екатерины II в монастыре была учреждена тюрьма для "безумствующих колодников" - душевнобольных и политических арестантов, среди которых - еретики, раскольники, сектанты и простые люди, не угодившие властям. За почти полтора столетия существования тюрьмы (официально до 1 января 1906 года) здесь побывало около 400 заключенных.

-4

Одноэтажное здание XVIII века в северной части Спасо-Евфимиева монастыря, предназначенное для монастырской братии, со времен Екатерины II использовалось как арестантское отделение. О трагических страницах монастырской истории рассказывает экспозиция, открытая в 2001 году. Она состоит из двух частей: в первой представлены материалы по истории тюрьмы дореволюционного периода, во второй - советского времени.

Коридор бывшей тюрьмы.
Коридор бывшей тюрьмы.

В 1923 году в монастыре был организован один из политических изоляторов для "перевоспитания" идейных противников новой власти. В "Суздальской Бастилии" были в заточении такие известные в стране люди, как бывший директор Государственной публичной библиотеки В.И. Невский, экономист с мировым именем Н.Д. Кондратьев, один из организаторов знаменитой советской денежной реформы 1922–1924 годов Л.Н. Юровский.

-6

В экспозиции есть раздел о массовых репрессиях 1920–1950-х годов. Об этом рассказывают документы и фотографии, книги, уникальные предметы, чудом сохранившиеся до наших дней: наручники, лагерный номерной знак, самодельный молитвенник и другие личные вещи репрессированных.

-7

С 1940 до 1946 годы на территории Спасо-Евфимиева монастыря находились военные: вначале интернированные офицеры чешского легиона бывшей польской армии, затем солдаты и офицеры Красной армии, которых "проверяли" после пребывания в плену и окружении. В фильтрационном лагере, закрытом 1 января 1943 года, прошли проверку 8232 человека. Потом в лагерь стали поступать военнопленные немецкой армии из разгромленной под Сталинградом группировки фельдмаршала Ф. Паулюса. Летом 1943 года более двух месяцев в одном из корпусов содержался сам Ф. Паулюс.

-8
-9

После закрытия офицерского лагеря для военнопленных, с 1946 по 1967 годы, на территории монастыря размещались трудовые и воспитательные колонии для несовершеннолетних. Спасо-Евфимиев монастырь становится музеем только с 1968 года. Теперь об остальных постройках монастыря.

Проездную башню с главными воротами во всех крепостях старались сделать самым мощным и прочным сооружением, ведь именно туда всегда был направлен первый удар врага. Башня на Святых воротах Спасо-Евфимиева монастыря достигала 22 метра в высоту. Нижний ярус украшают только два киота для икон и бойницы, а верхний поражает красотой своего убранства: широкий карниз с изразцами, узорчатые наличники, верхний пояс с остриями кокошников.

Проездная башня.
Проездная башня.
Киоты с иконами на Проездной башне.
Киоты с иконами на Проездной башне.

Перед монастырём находится сквер, где установлен бюст князю Дмитрию Пожарскому, возглавившем вместе с Кузьмой Мининым народное ополчение против польских интервентов. Изготовленный в 1950 году, памятник был открыт 28 октября 1955 года. Автором бюста является народный художник СССР и Белоруссии Заир Исаакович Азгур. Архитектор проекта Григорий Алексеевич Захаров. Полутораметровый бюст Пожарского, выполненный из бронзы, водружен на гранитный постамент.

-12
-13

Дмитрий Михайлович Пожарский родился 1 ноября 1578 года на земле Суздальской в княжеской семье, отдаленной ветви Рюриковичей. Но судьба его, несмотря на княжеское происхождение, не была легкой. Оставшись в 6 лет круглым сиротой, он испытал все невзгоды сиротской жизни, но сумел выстоять и даже обучился грамоте, что по тем временам было довольно не простым делом. Судьба определила Дмитрию Михайловичу особое место в истории России - стать во главе народного ополчения и освободить родную землю. Похоронен Дмитрий Михайлович в Спасо-Евфимиевом монастыре согласно его завещанию вместе с родителями и детьми.

Мавзолей Дмитрия Пожарского.
Мавзолей Дмитрия Пожарского.

Могила национального героя князя Дмитрия Михайловича Пожарского находится за алтарём Спасо-Преображенского собора в Спасо-Евфимиевой обители. По свидетельству  монастырской описи от 1660 года,  там находилась общая усыпальница князей Пожарских и Хованских. В конце XVII века род Пожарских по мужской линии иссяк. Усыпальница была заброшена,  а позже сломана "за ветхостью". В середине XIX века в Суздале побывали великие Князья Николай и Михаил Николаевичи. Их поразило, что могила Освободителя России в забвении. Великие князья сделали пожертвования на сооружение мемориала.

-15

В феврале 1852-ого  удалось установить точное место захоронения Дмитрия Пожарского. После императорского указа от 14 ноября 1858-ого и конкурса Академии художеств началось строительство. Победил  проект Алексея Горностаева. Возведение мавзолея растянулось почти на четверть века. Часовню над усыпальницей народного героя открыли и освятили 2 июня 1885 года. Мавзолей героя не устоял в "вихре" послереволюционных событий.  Был разобран в 1933 году.  А вот мозаичный образ Спасителя уцелел. Его нашли в начале 1940-х годов.

Мозаичный образ Спасителя.
Мозаичный образ Спасителя.

Возрождение утраченной святыни началось в июле 2007 года. Как и в XIX веке его возвели на народные средства. Художественное литье дверей памятника выполнила Российская академия художеств. Мемориал торжественно открыли в 2009 году. Он стал точной копией мавзолея-предшественника.

-17

За аркой ворот Проездной башни расположилась надвратная Благовещенская церковь. Нижний ярус с проездной аркой сохранился, возможно, от XVI века, до возведения новых каменных стен здесь были главные ворота монастыря и его южная граница.

Надвратная Благовещенская церковь.
Надвратная Благовещенская церковь.

Здание XVII века представляет собой небольшой бесстолпный одноглавый храм с четырёхскатной кровлей. С востока сильно выступает алтарная часть, с запада примыкает паперть. Декоративное убранство составляют килевидные закомары-кокошники, лопатки и карниз в верхней части фасадов, окна с килевидными наличниками разного масштаба и на разной высоте, киоты над проездной аркой. Наряд южного главного фасада несколько богаче. Очень украшают здание как бы сдвоенные окна паперти. В Благовещенской церкви сохранилась настенная роспись XIX века.

-19
-20

Архимандритский корпус построен между 1628 и 1660 годами. Представляет собой двухэтажное Г-образное здание со сводчатыми помещениями, примыкающее к трапезной палате. Деревянные на каменных столбах крытые галереи и крыльца очень оживляют и обогащают облик здания, сообщая ему теплоту и уют жилого "покоя". Первоначальное назначение корпуса: вверху - казённые и приказные палаты, казначейская келья; внизу - приказ монастырских дел, присутственная камора, монастырский архив. Между 1764 и 1818 годами сюда переселился из старого настоятельского корпуса архимандрит монастыря.

-21
Архимандритский корпус.
Архимандритский корпус.

Успенская трапезная церковь (последняя четверть XVI века) представляет собой небольшой столпообразный храм, увенчанный шатром с двумя ярусами кокошников у основания, с мощной апсидой, украшенной нишами, лопатками, килевидными арочками и керамическими вставками. К храму примыкает Диомидовский придел - миниатюрная столпообразная церковь без апсиды, с ярусами кокошников и грациозной главкой.

Успенская трапезная церковь.
Успенская трапезная церковь.

Шатёр Успенской трапезной церкви.
Шатёр Успенской трапезной церкви.

С западной стороны с Успенским храмом соединяется трапезная палата - двухъярусное здание с одностолпными сводчатыми залами: вверху - для общей трапезы, внизу - для хозяйственных служб. Трапезная палата покрыта выразительной тесовой кровлей - "колпаком". Интерьер церкви и трапезной палаты хранит фрагменты настенных росписей XVI века.

Успенская трапезная церковь.
Успенская трапезная церковь.

Главный храм Спасо-Евфимиева монастыря - Спасо-Преображенский собор - построен в XVI веке в традициях древней белокаменной архитектуры Суздаля. Он монументален и строг. Пять мощных глав собора дополняются ещё двумя на приделах в честь святого Евфимия - с южной и святого Сергия Радонежского - с северной стороны. С трёх сторон собор окружают галереи-паперти XVIII века.

Спасо-Преображенский собор.
Спасо-Преображенский собор.
Главный вход в собор.
Главный вход в собор.
-28

Пространство в интерьере собора организовано четырьмя мощными столпами и глубокими алтарными апсидами. Роспись была выполнена в XVII веке артелью художников под руководством Гурия Никитина. Во второй половине XIX века фрески Никитина были поновлены, а с конца 1970-х годов велась работа по раскрытию первоначальной росписи.

-29
-30
-31
-32

В центральном куполе храма помещена традиционная для костромских мастеров композиция "Отечество". Роспись стен и столбов опоясывает весь храм четырьмя полосами. В нижнем ярусе находятся изображения деяний апостолов, а остальные три посвящены евангельской биографии Христа. Многофигурные композиции на фоне всевозможных пейзажей и причудливых архитектурных сооружений расположены вплотную и снабжены подписями.

-33
-34
-35

В нижней части столбов со стороны алтаря помещены изображения первых царей династии Романовых Михаила Фёдоровича и Алексея Михайловича. Они изображены в светящихся нимбах среди библейских царей Давида и Соломона и русских канонизированных князей Владимира, Бориса и Глеба и Всеволода Большое Гнездо. Стены Евфимиевского придела расписаны сценами жития святого Евфимия, среди них - выбор места и начало строительства Спасо-Евфимиева монастыря. Росписей в соборе очень много, поэтому предлагаю просто окунуться в искусство древних мастеров и разглядеть внутреннее убранство храма.

-36
-37
-38
-39
-40
-41
-42
-43
-44
-45
-46
-47
-48
-49
-50
-51
-52

Звонница сочетает в себе несколько разновременных сооружений XVI - XVII веков. Древнейшая часть - столпообразная церковь Рождества Иоанна Предтечи "иже под колоколы" построена в 1-й четверти XVI века. Это один из ранних и очень немногих сохранившихся памятников такого типа. Представляет собой девятигранный ярусный столп. Во 2-м ярусе помещалась церковь, а в третьем, арочном, висели колокола. Столп завершали килевидные закомары и небольшая главка на барабане, крытая серебристым осиновым лемехом, в конце XVII века верх был изменён на шатровый.

Звонница.
Звонница.

В конце XVI века к столпу была сделана прямоугольная пристройка с арочным пролётом, для того чтобы повесить большой колокол, пожертвованный в монастырь стольником Демидом Черемисиновым. В конце XVII века пристроили ещё два пролёта для новых колоколов. В результате сложился облик звонницы в виде стены с галереей-аркадой. Самый большой колокол на звоннице в XVII веке весил 355 кг, в XVIII веке - 560 кг. В XVII веке над звонницей появился двухшатровый верх, впоследствии разобранный, и "часовенная палатка" с небольшим шатром. В 1930-е годы все колокола были отправлены на переплавку "на нужды государства". Сейчас на звоннице развешены 17 колоколов и составлены звоны, исполняемые звонарями Владимиро-Суздальского музея-заповедника.

-54
-55
-56
-57

В завершение статьи ещё немного фотографий сделанных мной в монастыре.

Копия знамени Второго народного ополчения (1612 год). Оригинал хранится в Оружейной палате московского Кремля.
Копия знамени Второго народного ополчения (1612 год). Оригинал хранится в Оружейной палате московского Кремля.
-59
-60
-61
-62
-63
-64
-65
-66
-67
-68
-69
-70
-71
-72

Если вам понравилась моя публикация, ставьте пожалуйста лайки, подписывайтесь на мой блог и рекомендуйте его своим друзьям и знакомым.