всем привет! сегодня постараемся порассуждать на такую тему, как "красота" написания в художественной литературе. это личное мнение и, собственно, статья, основанная на нем. буду рассказывать, что меня останавливает от того, чтобы взять какую-то книгу, и подумаю, как это можно исправить.
размышления с первой страницы
первая страница - завлекаловка. в ней не должно быть ничего, что касается нового, еще не раскрытого мира, если это первая книга в серии или сама по себе единственная, рассказывающая историю. начинать с терминов высшей математики, чтобы обозначить гениальность главного героя; вводить слова, употребляемые в фэнтези-мире, или с самого начала делать диалог с обсуждением мира на земле, смысла жизни или чего-то подобного - лично меня отторгающая деталь. как только смотришь на первую страницу, сразу понимаешь, каким языком с тобой будут говорить, и иногда ты его не понимаешь, он сложен, заполнен ненужным, без конкретики и чего-то цепляющего. ну какая это завлекаловка? никакая. поэтому я откладываю книгу, чтобы не ввергать себя в скуку, а изучать интересный для себя мир. как исправить? все по разному пишут, я это понимаю, но для привлечения у вас должна быть интрига. это либо действие, за которое цепляется читатель, чтобы узнать, что же за этим скрывается; это диалог, перевернутая (с конца) история, флешбек, в общем, используйте свое воображение и составьте такое начало, чтобы с порога было ясна атмосфера, и человек бы решил, нравится ему это или нет. ведь если прочитали первую страницу - значит, можно и дальше продолжить.
сравнения и прилагательные
знаете, очень сложно правильно рассказать о мире или персонаже, когда не умеешь обращаться с эпитетами - в этом часто помогают именно сочинения-описания, когда мы еще учимся в школе. там развивается наше пространственное мышление, эстетические наклонности и способность сочетать слова. избитые фразы сразу отторгают - сравнения человека с солнцем, луной, цветком и все такое; лично я стараюсь вообще не употреблять прилагательные, если это не касается обозначения внешности вроде указания цвета глаз, волос и так далее. и именно способность управляться образами очень влияет на мое решение: "оставить или нет?", потому что именно она в должной мере должна лидировать у автора при составлении истории. как исправить? отрабатывать описания с помощью использования синонимов, используйте больше сочетаний, смакуйте их, выработайте свой стиль описания. над образами всегда нужно работать, потрудитесь в описании картин, как в пятом классе - это пойдет на пользу и даст толчок к понимаю того, как составлять предложения красочно. задействуйте несколько органов чувств, но никогда - все сразу, ибо длительность описания наскучивает. не забывайте рассказывать о местах, в которых находятся ваши герои; как они одеты, какие запахи, ощущения чувствуют, тепло им или холодно, до какой степени.
нравоучения
все мы понимаем, что с помощью своей литературы автор пытается объяснить точку зрения, выдать какую-то мысль, но она не должна быть явной. случаи, когда главный герой в упор говорит: "и вы считаете, что мир построен на двух слонах? нет! нам нужно использовать больше умственного мышления" (очень поверхностный пример), то чувствуется это, как будто вас отчитывает родитель. ваша идея, месседж, должен скользить по всей истории. даже если вы (упаси господи) собираетесь писать книгу о предназначении женщины в формате только жены, или пропагандировать религию, то делайте это сквозь истории, а не прямые абзацы с обращениями. оставляйте необходимую таинственность, ведите читателя по созданной истории, чтобы он сам понял ваш намек и задумался в конце, а не пропустил мимо ушей. что делать? выведите для себя сюжетную линию, в которую вкладываете ваш смысл, и порционно выдавайте информацию на протяжении всего повествования, вплетая ее в разговоры, какие-то отвлеченные размышления или воспоминания.
клише
конечно, это все не любят. но, пожалуй, именно клишированные ситуации, порядок сюжета, персонажи - это то, что по-настоящему отторгает. та самая богатая крестная, которая курит и пьет, раздавая советы; истеричная подруга детства, любовный интерес, выведенный оттуда же. любовные треугольники, построенные в общей компании. господи, как же я это ненавижу, читая любовные романы! а иногда их почитать хочется. и всегда происходит так, что из ниоткуда взявшийся парень борется за внимание героини, и она в смятении - вернуться в прошлые отношения или остаться в новых (это, кстати, типичная ситуация в романах, и, пусть она реалистична, уже порядком поднадоела). вот с помощью клише и исчезает любое желание читать дальше - точнее, ты можешь дочитать, но в итоге останешься в смешанных чувствах. что делать? если используете клише, используйте с умом. не надо идти против них совершенно противоположно - это уже тоже клише. попытайтесь раскрыть его полностью, создайте клише со своим прошлым, сделайте его живым. пусть это будет та же самая истеричная подруга детства, но она такая из-за определенных травматических событий; она не пытается с этим бороться - но почему? а хочется ли ей этого? что мешает измениться? считает ли она себя сама в этом мире "клише"? если мы говорим о новом и старом любовном интересе, прекрасной идеей было бы показать их сквозь призму взросления самой героини - хорошим для меня примером служит "до встречи с тобой", если не учитывать не очень классное исполнение, задумка изумительна.
что же, вот и конец статьи, было ли вам интересно? с чем вы согласны, а с чем - нет? поделитесь мнением.
чтобы читать больше о литературе, писательстве и кинематографе - подписывайтесь на канал!