Благодаря одноименному фильму почти все мы наслышаны о подвиге летчика Девятаева Михаила Петровича. Девятаев совершил побег из немецкого концлагеря на военном бомбардировщике. Да еще и не один. Беглецов было десять человек. Произошло это 8 февраля 1945 года. Девятаев хорошо известен, но он был далеко не первым. До него свой побег на немецком "Шторхе" совершил летчик Лошаков Николай Кузьмич. О нем мы уже писали.
Примерно в то же время свой побег совершил и летчик Ковязин Аркадий Михайлович. Ковязин до войны состоял в Новосибирском авиаотряде. В 1941 году его призвали в Красную армию и направили служить в 212-й отдельный дальнебомбардировочный авиационный полк 81-й авиационной дивизии. Экипаж Ковязина за полгода совершил 52 боевых вылета. Летчик бомбил Кенигсберг, штаб генерала Гудериана возле города Почепа, под Брянском.
В октябре 1941 года Ковязин был награжден орденом Красного Знамени. Ну а 5 ноября 1941 года его самолет с экипажем был сбит в районе Риги. Летчики не пострадали. Они попытались скрыться в лесу, но натолкнулись на вражеский патруль:
...в конце 1941 года из-за отказа обоих моторов Ковязин произвел посадку в глубоком тылу противника. При посадке самолет был разбит, экипаж, к счастью, остался невредим. В прифронтовой полосе Аркадий Ковязин и его боевые товарищи штурман Николай Колтышев и стрелок-радист Михаил Коломиец неожиданно попали в засаду. В короткой схватке с большой группой гитлеровцев они были обезоружены и взяты в плен (Источник: Богданов Николай Григорьевич "В небе — гвардейский Гатчинский")
Летчиков отправили в немецкий лагерь в Пскове. Через некоторое время Ковязина и Коломийца Михаила Ивановича перевели в другой лагерь в Луге. Из этого лагеря Аркадий Михайлович вместе с Коломийцем попытались бежать. Их поймали, жестоко допрашивали "с пристрастием". Казалось изощренной фантазии фашистов не будет предела. Но, неожиданно, когда силы были уже на исходе немцы вдруг забрали Ковязина и перевели в лагерь №350 под Ригой.
На новом месте Аркадий Михайлович познакомился с пленным старшим сержантом Крупским Владимиром Михайловичем. Крупский в Красной армии с 1940 года. Служил в 4-м стрелковом полку 93-й стрелковой дивизии в должности помощника командира взвода. В плен попал в 1941 году под городом Невель. Подружившись товарищи по несчастью стали вынашивать план побега.
В лагере Крупский пользовался доверием коменданта. Он смог убедить немецкое начальство назначить Ковязина на должность кочегара в один из ангаров. Так Аркадий Михайлович попал работать на аэродром. План был крайне прост. Ковязин присмотрел для побега легкий в управлении самолет "Физелер-Шторх-156". У "Шторха" к тому же был небольшой разбег. Для взлета хватало полосы в 60 метров.
В один спокойный безветренный осенний день Крупский и Ковязин решились на побег. Когда остальной персонал ушел на обед беглецы незаметно пробрались мимо охраны и заняли свои места в самолете. Однако двигатели самолета категорически отказывались заводиться. Встревоженные немцы направили к самолету велосипедиста, который должен был выяснить в чем дело и что это за шум у самолета.
Велосипедист подъехав поближе увидел за штурвалом советского военнопленного. Немец встревоженно замахал руками своим товарищам. Поднялась тревога, но беглецам повезло. В этот момент завелись двигатели, самолет начал разгоняться и взлетел оставив немцев с носом.
Летчики приземлились уже на советской территории. Говорят, что покинув вражескую машину они, первым делом, принялись целовать родную землю. Правда им предстояло пройти еще множество проверок. Их делом заинтересовался сам Берия. На докладной записке стояла пометка "Тов. Абакумов, заинтересуйтесь. Л. Берия. 5/10":
Оба, будучи в плену, работали на рижском аэродроме. При приземлении задержаны постами службы ВНОС. 4.10.43 г. в 8:00 захватили указанный самолет и вылетели курсом на Иваново, из-за нехватки горючего приземлились в Оленинском районе. Самолет исправный, находится на месте посадки и охраняется командой поста службы ВНОС. Экипаж самолета направлен в Москву (5 октября 1943 года из Калининского УНКВД в НКВД СССР. тов. Серову. Опубликовано в книге "Кому ты так обязан")
Беглецов направили в проверочно-фильтрационный лагерь №174 из Внутренней тюрьмы НКГБ СССР в городе Москва 9 октября 1943 года. В 1944 году они благополучно прошли проверку и были отправлены на фронт. Ковязину больше не довелось летать. Он был назначен на должность командира взвода, прошел всю войну и после Победы вернулся в Свердловск, где работал электриком.
Судьба его товарища Крупского Владимира Михайловича сложилась трагически. Он погиб 6 апреля 1945 года в Югославии. Всего за несколько недель до Победы.
После побега летчиков во фронтовой газете было напечатано сообщение:
4 октября 1943 года возле города Ржева в расположении наших войск приземлился боевой самолет немцев. На нем бежал из фашистского плена летчик Советских Военно-Воздушных Сил лейтенант Аркадий Михайлович Ковязин (Источник: Богданов Николай Григорьевич "В небе — гвардейский Гатчинский")
Несмотря на героический побег лишь через много лет после Победы в 1965 году Указом Президиума Верховного Совета СССР от 06.05.1965 г. № 3541-VI Ковязин был удостоен ордена Ленина, а затем и медали "За Победу над Германией", ему также возвратили орден Красного Знамени. К сожалению его товарищ Владимир Михайлович Крупский остался без награды. За восстановление исторической справедливости сегодня борется его внук.
Анатолий Крупский делает все, чтобы про его деда вспомнили. Ведь вклад Крупского в побег был не меньше, чем летчика Ковязина. Но к сожалению его дед не дожил до Победы. Ради справедливости память о нем должна жить.
Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые статьи и ставьте нравится.